род.яз(тат.яз) 3 кл.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» начинается на уровне начального общего образования, его изучение в начальной
школе представляет собой первый этап языкового образования и речевого развития обучающихся.
В процессе знакомства со структурными единицами татарского языка, обучающиеся осознают их роль и функции, а также связи и
отношения, существующие в системе татарского языка и в речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил
строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных
действий с языковыми единицами.
Формирование у младших школьников представления о лексике татарского языка способствует, в свою очередь, развитию понимания
материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения).
Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования, морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических
понятий на начальном уровне способствует общему умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они знакомятся с необходимыми
интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит
основой для формирования общих учебных и познавательных универсальных действий.
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» предусматривает межпредметные связи с другими учебными предметами
гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном (татарском) языке».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Цель изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» – развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на
доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие личности,
уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:


развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты
и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку;



развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке;



формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии,
лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;



формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений составлять несложные письменные текстыописания, тексты-повествования и рассуждения.
В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и использовать татарский язык как средство общения,
познания мира и усвоения культуры татарского народа.
У обучающихся последовательно сформируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание
умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку у обучающихся закладываются основы гражданской культуры личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» и является обязательным для изучения.
В 3 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (татарский) язык», – 0.5 часа в неделю, что составляет
17 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности

Работа с текстом: ответы на вопросы по содержанию текста; деление текста на смысловые части. Работа с текстом: чтение вслух
небольшого текста, построенного на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования; установление
последовательности событий в тексте. Работа с текстом: формулирование вопросов по тексту; выражение собственного мнения,
аргументируя его с учетом ситуации общения. Беседа на тему «Сәяхәттә» («В путешествии»). Работа с текстом: краткое изложение
содержания прочитанного (услышанного) текста, выражение своего отношения к прочитанному (услышанному).
Систематический курс

Правописание и чтение слов с буквами ъ и ь. Слог. Ударение. Сложные слова. Парные слова. Лексическое значение слова. Корень слова.
Аффиксы. Имя существительное. Личные местоимения. Спряжение глаголов настоящего времени. Имя прилагательное. Главные члены
предложения.
Развитие речи

Урок-игра. Творческая работа: составлять устный рассказ по картинкам; готовить выставку, посвященную национальной одежде народов
России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения
учебного предмета «Родной (татарский)
язык» обучающийся овладеет
универсальными
учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых
единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования);
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее
проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
В результате изучения
учебного предмета «Родной (татарский)
язык» обучающийся овладеет
универсальными
учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения
учебного предмета «Родной (татарский)
язык» обучающийся овладеет
универсальными
учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание;
- разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;
- читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
- кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя
речевые средства родного языка;
- устанавливать последовательность событий в тексте;
- правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов;
- писать под диктовку текст объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;
- понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;

- использовать на письме разделительный ъ и ь знаки;
- выделять в слове ударный слог;
- выделять корень слова (простые случаи);
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- распознавать сложные и парные слова;
- понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;
- наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи;
- подбирать синонимы к словам разных частей речи;
- различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;
- определять слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);
- определять грамматические признаки имен существительных (число, падеж);
- наблюдать за личными местоимениями; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
- выявлять имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
- наблюдать за ролью имен прилагательных в тексте-описании;
- наблюдать за особенностями глагола как части речи;
- определять спряжение глаголов настоящего времени;
- находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;
- писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;
- соблюдать нормы татарского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».