Пояснительная записка. Программа по родному (татарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Выступая как родной, татарский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Татарский язык является средством приобщения к духовному богатству культуры и литературы народа, одним из каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет «Родной (татарский) язык» неразрывно связан и с другими учебными предметами, особенно с предметом «Литературное чтение на родном (татарском) языке». В результате изучения курса родного (татарского) языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать и использовать татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры татарского народа. У обучающегося последовательно формируются эмоционально- ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, стремление им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающегося закладываются основы гражданской культуры личности. В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: обучение грамоте, систематический курс и развитие речи. Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей: -развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; -воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (татарскому) языку предусматривает решение следующих задач: -развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку; -развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке; -формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; -формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Согласно учебному плану МОБУ СОШ с.Усак-Кичу ввиду перераспределения часов между учебными предметами для изучения родного языка - предусмотрено 17 часов (0,5 часов в неделю). Перераспределение часов связано с региональным компонентом, а именно изучением родного языка и родной литературы в объёме 2 часа в неделю и государственного (башкирского) языка Республики Башкортостан в объёме 1 час в неделю. Содержание обучения в 4 классе. Систематический курс. Фонетика, орфоэпия, графика. Специфичные звуки татарского языка: [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ], [ә], [ө], [ү]. Закон сингармонизма в татарском языке. Орфоэпия. Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. Лексика. Собственно татарские слова и заимствования в татарском языке. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Состав слова (морфемика). Морфемный состав слова. Корень слова и аффиксы. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфология. Устанавливание принадлежности слова к определенной части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков. Имя существительное. Повторение грамматических категорий имён существительных (число, падеж). Имя прилагательное. Значение и употребление в речи имён прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Указательные и вопросительные местоимения. Числительное. Определение значения и употребления числительных. Количественные и порядковые числительные. Глагол. Форма повелительного наклонения глагола. в речи Определение категории времени глагола изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее и будущее. Отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего определённого и будущего определённого времени. Спряжение глаголов в настоящем (повторение), прошедшем и будущем временах. Синтаксис. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (повторение). Второстепенные члены предложения (ознакомление). Орфография и пунктуация. Повторение правил правописания, изученных в 1–3 классах. Развитие речи. Соблюдение норм татарского литературного языка в собственной речи и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм татарского языка. Составление небольшого описания предмета, картинки, персонажа. Владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного, интерпретации и преобразования текстов. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне начального общего образования. 68.10.1. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: -становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (татарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (татарского) языка в Российской Федерации и в субъекте; -сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; -уважение к своему и другим народам России; -первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: -признание индивидуальности каждого человека; -проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств); -неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: -уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; -стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: -соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; -бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: -осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям(в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: -бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; -неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: -первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (татарского) языка); -познавательные любознательность и интересы, активность, самостоятельность в познании инициативность, (в том числе познавательный интерес к изучению родного (татарского) языка). В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (татарского) языка с языковыми явлениями русского языка; -объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; -определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; -находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; -выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; -устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; -с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; -сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); -выполнять по предложенному плану проектное задание; -формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); -прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: -выбирать источник получения информации: словарь, справочник; -согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; -распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников); -соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); -анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; -самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; -проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; -признавать возможность существования разных точек зрения; -корректно и аргументированно высказывать своё мнение; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); -подготавливать небольшие публичные выступления; -подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы умения следующие самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: -устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; -корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: -формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); -проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; -ответственно выполнять свою часть работы; -оценивать свой вклад в общий результат; -выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: -читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание; -самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты; -определять значение незнакомых слов по контексту; -правильно списывать текст объёмом не более 20 слов; -писать изложения и тексты под диктовку объёмом не более 20 слов с учётом изученных правил правописания; -применять в речи закон сингармонизма; -проводить фонетический анализ слова; -определять словарный состав татарского языка с точки зрения его происхождения; -распознавать русские заимствования в татарском языке; -определять порядок присоединения аффиксов в татарском языке; -различать словообразующие и формообразующие аффиксы; -образовывать новые слова при помощи аффиксов; -устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; -образовывать степени сравнения прилагательных; -использовать в речи личные местоимения; -использовать в речи вопросительные и указательные местоимения «кем» («кто»), «нәрсә» («что»), «кайда» («где»), «күпме» («сколько»), «бу» («это»), «теге» («тот»); -определять значение и употребление в речи порядковых и количественных числительных; -распознавать форму повелительного наклонения глагола; -определять категорию времени глагола изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее и будущее; -образовывать отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; -владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией; -выражать собственное мнение, аргументируя его с учётом ситуации общения; -понимать цель письменного пересказа текста; -представлять на татарском языке свою страну и культуру.