род.яз (татарский)4 кл

Пояснительная записка.
Программа по родному (татарскому) языку разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету.
Выступая как родной, татарский язык является основой развития
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
учебной деятельности. Татарский язык является средством приобщения к
духовному богатству культуры и литературы народа, одним из каналов
социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет
«Родной (татарский) язык» неразрывно связан и с другими учебными
предметами, особенно с предметом «Литературное чтение на родном
(татарском) языке».
В результате изучения курса родного (татарского) языка обучающиеся
при получении начального общего образования научатся осознавать и
использовать татарский язык как средство общения, познания мира и
усвоения культуры татарского народа.
У

обучающегося

последовательно

формируются

эмоционально-

ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, стремление
им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающегося
закладываются основы гражданской культуры личности.
В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: обучение грамоте, систематический курс
и развитие речи.
Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение
следующих целей:

-развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся
на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание,
говорение, чтение и письмо;
-воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие
многонационального народа Российской Федерации.
Достижение поставленных целей реализации программы по родному
(татарскому) языку предусматривает решение следующих задач:
-развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к
татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и
эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку;
-развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке;
-формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного
(татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике,
морфемике, морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации
общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания,
тексты-повествования и рассуждения.
Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(татарского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю), во 2
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34
учебные недели), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Согласно учебному
плану МОБУ СОШ с.Усак-Кичу ввиду перераспределения часов между
учебными предметами для изучения родного языка - предусмотрено 17 часов
(0,5 часов в неделю). Перераспределение часов связано с региональным
компонентом, а именно изучением родного языка и родной литературы в
объёме 2 часа в неделю и государственного (башкирского) языка Республики
Башкортостан в объёме 1 час в неделю.

Содержание обучения в 4 классе.
Систематический курс.
Фонетика, орфоэпия, графика.
Специфичные

звуки

татарского

языка:

[w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ], [ә], [ө], [ү]. Закон сингармонизма в татарском языке.
Орфоэпия.
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии
с нормами современного татарского литературного языка.
Лексика.
Собственно татарские слова и заимствования в татарском языке.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение
слова.
Состав слова (морфемика).
Морфемный состав слова.
Корень слова и аффиксы. Словообразующие и формообразующие
аффиксы.
Морфология.
Устанавливание принадлежности слова к определенной части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.
Имя существительное. Повторение грамматических категорий имён
существительных (число, падеж).
Имя

прилагательное.

Значение

и

употребление

в

речи

имён

прилагательных. Степени сравнения прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения (повторение).
Указательные и вопросительные местоимения.
Числительное.

Определение

значения

и

употребления

числительных.
Количественные и порядковые числительные.
Глагол. Форма повелительного наклонения глагола.

в

речи

Определение категории времени глагола изъявительного наклонения:
настоящее, прошедшее и будущее.
Отрицательный

аспект

глаголов

настоящего,

прошедшего

определённого и будущего определённого времени. Спряжение глаголов в
настоящем (повторение), прошедшем и будущем временах.
Синтаксис.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (повторение).
Второстепенные члены предложения (ознакомление).
Орфография и пунктуация.
Повторение правил правописания, изученных в 1–3 классах.
Развитие речи.
Соблюдение норм татарского литературного языка в собственной речи
и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников.
Составление диалогической и монологической речи с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм татарского языка.
Составление небольшого описания предмета, картинки, персонажа.
Владение

техникой

чтения,

приемами

понимания

прочитанного

и

прослушанного, интерпретации и преобразования текстов.
Планируемые

результаты

освоения программы по родному

(татарскому) языку на уровне начального общего образования.
68.10.1. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
-становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (татарского) языка, являющегося частью истории и
культуры страны;
-осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности, понимание статуса родного (татарского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в
том числе при работе с учебными текстами;
-уважение к своему и другим народам России;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через
работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
-признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том
числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и
чувств);
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
-стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в
процессе языкового образования;
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:

-осознание

ценности

труда

в

жизни

человека

и

общества,

ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над
текстами;
-неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе родного (татарского) языка);
-познавательные
любознательность

и

интересы,

активность,

самостоятельность

в

познании

инициативность,
(в

том

числе

познавательный интерес к изучению родного (татарского) языка).
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
-сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (татарского) языка с
языковыми явлениями русского языка;
-объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
-определять существенный признак для классификации языковых
единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
-находить закономерности и противоречия в языковом материале на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

-выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

и

практической задачи на основе предложенного алгоритма;
-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
-определять разрыв между реальным и желательным состоянием
языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
-с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
-сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
-выполнять по предложенному плану проектное задание;
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведённого

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования);
-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
-выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
-распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
-анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
-самостоятельно

создавать

схемы,

таблицы

для

представления

лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
-подготавливать небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

следующие

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

-корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы);
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять

совместные

проектные

задания

с

использованием

предложенного образца.
Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К
концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
-читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их
содержание;
-самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;
-определять значение незнакомых слов по контексту;
-правильно списывать текст объёмом не более 20 слов;
-писать изложения и тексты под диктовку объёмом не более 20 слов с
учётом изученных правил правописания;
-применять в речи закон сингармонизма;
-проводить фонетический анализ слова;
-определять словарный состав татарского языка с точки зрения его
происхождения;
-распознавать русские заимствования в татарском языке;

-определять порядок присоединения аффиксов в татарском языке;
-различать словообразующие и формообразующие аффиксы;
-образовывать новые слова при помощи аффиксов;
-устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
-образовывать степени сравнения прилагательных;
-использовать в речи личные местоимения;
-использовать в речи вопросительные и указательные местоимения
«кем» («кто»), «нәрсә» («что»), «кайда» («где»), «күпме» («сколько»), «бу»
(«это»), «теге» («тот»);
-определять

значение

и

употребление

в

речи

порядковых

и

количественных числительных;
-распознавать форму повелительного наклонения глагола;
-определять категорию времени глагола изъявительного наклонения:
настоящее, прошедшее и будущее;
-образовывать

отрицательный

аспект

глаголов

настоящего,

прошедшего и будущего времени;
-владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед
знакомой аудиторией;
-выражать собственное мнение, аргументируя его с учётом ситуации
общения;
-понимать цель письменного пересказа текста;
-представлять на татарском языке свою страну и культуру.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».