тат.родной яз 2 класс

I.Пояснительная записка
Данная программа составлена н основе стандартов начального образования второго
поколения, примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения.
Учебники: Ягафарова Р.Х. Книга для чтения для 2 класса четырёхлетней начальной
школы с русским языком обучения (для учащихся - татар). – Казань: « Магариф», 2008,
Нуриева А.Х. Татарский язык для 2 класса начальной школы.
Обучение татарскому языку строится комплексно, т. е. на каждом уроке учащиеся
упражняются в устной речи (включая отработку произношения и интонации), в чтении и
письме.
Цели:
Основная цель курса: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной
деятельности средствами предмета «татарский язык».
1. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и
логического мышления учащихся.
2. Социокультурная цель – изучение языка включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека.
Задачи:
1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к
языку как части татарской национальной культуры.
2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в
постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой.
3. Формирование у детей чувства родного языка.
4. Воспитание потребности пользоваться языковым богатством (а значит, и познавать
его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной,
богатой.
5. Сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для
того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать, писать и слушать на
родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный процесс по обучению татарскому языку в русской школе должен
строиться на коммуникативной основе с учетом принципов: практической
направленности обучения; активной речевой деятельности; учета возрастных
особенностей учащихся; учета специфики родного языка; устной основы обучения
чтению и письму, а также обще-дидактических принципов: сознательности, наглядности,
проблемности.
Основное и ведущее мecтo в системе уроков татарского языка в школе
должны занимать формирование и развитие навыков устной речи, которые затем
послужат учащимся фундаментом для последующего овладения татарским языком.
Обучение учащихся татарскому языку включает в себя овладение главными видами
речевой деятельности на изучаемом языке: аудированием, говорением, чтением и
письмом.
Устная речь, как известно, складывается из умения слушать и понимать звучащую
речь (аудирование) и умения говорить (диалогическая и монологическая речь). Под
аудированием подразумевается процесс восприятия и понимания звучащей речи. Поэтому
необходимым требованием к упражнениям в аудировании является их звуковое
предъявление. Иными словами, эти упражнения не читаются учащимися, а слушаются.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой,

звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и
мягкими; с ударением. Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово,
соотносить произношение и написание. Отрабатываются знание алфавита и навык его
практического использования.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова
называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают,
что каждое слово что - то означает, то есть имеет значение; что значений у одного
слова может быть несколько.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети
учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и
произносить предложения с правильной интонацией.
На уроках чтения идёт целенаправленное формирование у них типа правильной
читательской деятельности.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или
комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста,
возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных
впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,
эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или
его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст,
комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное
чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение
прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований,
оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной
идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с
материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение
учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским
представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности
учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения татарскому языку является осмысление и присвоение
учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение
к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии,
совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка,
его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в
основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого
познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности,
целеустремлённости,
ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и
её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение татарского языка и литературы выделяется 17 часов (0.5 ч. в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Татарский язык и литература»
являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения
Метапредметными результатами изучения курса «Татарский язык и литература»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Татарский язык и литература» является
сформированность следующих умений:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться словарём;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом
читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время
чтения и после чтения, делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по
плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
II. Содержание учебного предмета «Татарский язык и литература»
Повторение
Чем мы будем заниматься на уроках татарского языка. Звуки и буквы. Названия
предметов. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях.
Предложение. Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает
законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной
или
восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу).
Умение
членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе
смысла и интонации, оформлять предложение на
письме). Конструирование
предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Звуки и буквы.

Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы.
Практическая значимость знания алфавита.
Гласные буквы. Согласные буквы. Ударение.
Развитие речи осуществляется на каждом уроке татарского языка при изучении
программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей (уточнение и разъяснение лексического значения
слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений,
словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и
небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших
текстов из 5–6 предложений)
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических
навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку. Работа над
каллиграфией и упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего
программного материала по татарскому языку.
Способы проверки знаний: контроль за уровнем достижений учащихся по татарскому
языку проводится в форме письменных работ: диктантов (28 -35 слов), словарных
диктантов (7 - 8 слов), грамматических заданий, контрольных списываний, изложений (20
- 25слов), а также в форме устного опроса.
Чтение.
«Балалар, әйдәгез мәктәпкә!”, “Күремсез, дусларым, көз килде тышта!”, “Әткәй, әнкәй,
туганнарым”, “Ак чәчәкләр ява”,
“Үзе яхшының эше дә яхшы”, “Туган җир, туган ил”, “Яз җыры”, “Борын-борын
заманда”, “Саумы, җәй!”
Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное
чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и
громкости речи.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием
произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка,
придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и
ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте
предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на
предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить
основную мысль и заглавие текста.
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с
соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
Аудирование. Говорение. Диалогическая речь. Монологическая речь.

Понимание на слух татарской речи в предъявлении учителя, построенной на изученном
материале и включающей 5-6 незнакомых слов, значение которых ясно по контексту.
Прослушивание и понимание сообщения одноклассников по теме.
Ведение беседы в соответствии с речевой ситуацией или по содержанию прочитанного
текста. Составление диалога на заданную тему.
Возможно дистанционное обучние.
Сочинение (объем страниц)
Классы
1класс
2классы
10-15
3класс
15-20
4класс
20-25
Оценивание:
o оценка «5» ставится, если предложенная тема полностью раскрыта,
написано образно, выполнена аккуратно
(допускается 1орфографическая, 2 пунктуационных или грамматических
ошибок ) o оценка «4» ставится, если предложенная тема в основном
раскрыта, допущены 2-3 ошибки (допускается 2-3орфографических,
2-3 пунктуационных или 2-3 грамматических ошибок )
o оценка «3» ставится, если предложенная тема раскрыта частично, мало
словарного запаса, предложения не правильно построены, допущены 3-4
ошибки (допускается 3-5орфографических, 3-5 пунктуационных или 3-5
грамматических ошибок ) o оценка «2» ставится, если предложенная тема
не раскрыта или не подходит совсем, объем маленький, наблюдается
однотипные предложения, допущены более 6 ошибок ( 4-6
орфографических, 5-8 пунктуационных, 3-6 или более грамматических
ошибок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».