Башкирский язык 10 класс

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Бижбулякский район
МОБУ СОШ с. Усак-Кичу

Рассмотрено на заседании
ШМО
Руководитель _Смолова
Е.Г.
Протокол №_6
30.05. 2023

Согласовано
Зам.директора по УВР
________/Г.Р.Мухарямова/
31.08. 2023

Утверждаю
Директор МОБУ СОШ
с.Усак-Кичу
/А.К.Лутфуллина/
Приказ №_218
31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по башкирскому (государственному) языку
для 10 класса
на 2023 – 2024 учебный год.

Усак-Кичу 2023г.

Пояснительная записка
Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» (предметная
область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно–программа по
государственному (башкирскому) языку, государственный (башкирский) язык,
башкирский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо
владеющих башкирским языком.
Программа по государственному (башкирскому) языку на уровне среднего
общего образования разработана с целью оказания методической помощи в
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Изучение учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики
Башкортостан» предусматривает наличие междисциплинарных связей с другими
учебными предметами гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литература» и
другими.
Башкирский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций, истории башкирского и других народов Республики Башкортостан.
Содержание программы государственного (башкирского) языка направлено на
совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося,
развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности.
Содержание обучения башкирскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать
её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
В содержании программы по государственному (башкирскому) языку
выделяются следующие содержательные линии:
«Я и мой мир» – содержание концентрируется на воспитательных целях, главная
из которых – научить ребёнка жить в согласии с внешним миром и с самим собой.
Блок преимущественно направлен на развитие устной и письменной речи.
«Башкортостан – край родной» – касается дружбы народов; прошлого,
настоящего, будущего России, её взаимоотношений с другими странами;

государственного устройства; особенностей истории и современной жизни
родного края, достопримечательностей, исторических мест; искусства, а также
народных праздников и обычаев, особенностей быта и жизнедеятельности
башкирского и других народов, проживающих в республике. Материал
ориентирован на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур и взаимоуважения.
«Природа родного края» – знакомит с природой Башкортостана, с разнообразием
растительного и животного мира республики, с её климатическими
особенностями и экологическими проблемами. В результате изучения тем блока у
обучающихся формируется ценностное отношение к природе, расширяется
кругозор.
Изучение
государственного
(башкирского)
языка
направлено на
достижение следующих целей:
формирование у обучающегося коммуникативной компетенции в основных видах
речевой деятельности на башкирском языке (аудирование, говорение, чтение,
письмо).
расширение лингвистического кругозора, направленного на освоение
элементарных лингвистических представлений, доступных для обучающихся и
необходимых для овладения устной и письменной речью на элементарном
уровне.
Общее число часов, рекомендованных для изучения государственного
(башкирского) языка в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения программы по
государственному (башкирскому) языку на уровне среднего общего
образования

В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1.гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
1) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
2) духовно-нравственного воспитания:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное
отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии- с традициями народов России;
3) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
государственному (башкирскому) языку;
4) физического воспитания:
сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к
активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно

осуществлять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения
государственного (башкирского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность
и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
6) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
7) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по государственному
(башкирскому) языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по государственному (башкирскому) языку у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь
интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать
новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть
навыками получения информации, в том числе
лингвистической,
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут
сформированы
умения
общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать
осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других
людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
государственному (башкирскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные
результаты
изучения
государственного
(башкирского) языка. К концу 10 класса обучающийся
научится:
вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог
этикетного характера, диалог – побуждение к действию, диалог-расспрос); диалог
– обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных
ситуациях неофициального общения с вербальными и/или зрительными опорами
или без опор, с соблюдением норм речевого этикета (до 20 реплик со стороны
каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе
характеристика; повествование/сообщение, рассуждение) с вербальными и (или)
зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи
(объём монологического высказывания – до 20-22 фразы); излагать основное
содержание прочитанного (прослушанного) текста (объём – 20-22 фразы); излагать
результаты выполненной проектной работы; (объём – 20-22 фразы);
воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные
неизученные
языковые
явления,
в
зависимости
от
поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием
нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста или
текстов для аудирования – до 3,5 минут);
владеть умениями осуществлять информационную переработку текста: выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из
различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать её в учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации; представлять
содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;
использовать при создании собственного текста нормы построения текстов,
принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи,
функциональным разновидностям языка, нормы составления текстов, конспекта;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;
характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой,
характеризовать систему звуков (повторение);
проводить фонетический анализ слов;
использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения
и правописания слов;
распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе
применять знание о правописании разделительных ъ и ь);
объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных
слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с
помощью толкового словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное
значения слова;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), уметь пользоваться
лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов,
омонимов);
применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о
грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для
решения практико-ориентированных учебных задач;
различать ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах
(в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических
формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках
изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные,
прилагательные, глаголы и местоимения с учётом стилистических норм
современного башкирского языка;
применять нормы правописания имён существительных, имён прилагательных,
глаголов и местоимений с изученными орфограммами;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи;
определять лексико-грамматические разряды имён существительных; применять
нормы правописания собственных имён существительных,
сокращённых имён существительных; определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного;
объяснять его роль в речи; применять нормы правописания имён прилагательных с
изученными орфограммами; определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль
в словосочетании и предложении, а также в речи; распознавать личные,
возвратное, притяжательные, указательные, вопросительные, определительные,
отрицательные, неопределённые местоимения; определять общее грамматическое
значение местоимения; уметь склонять местоимения и характеризовать
особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в
речи;правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями
башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица – в
соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности,
неточности);соблюдать нормы правописания местоимений;

выбирать знак конца предложения, ставить в предложении запятую при
перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное
сообщение личного характера;
правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена на башкирском языке;
участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на
башкирском языке с применением информационно- коммуникационных
технологий, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети
Интернет;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов,
антонимов, фразеологизмов);
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме.
распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в публицистических и
художественных текстах имена числительные (количественные, порядковые,
собирательные, разделительные, приблизительные, дробные) для обозначения дат
и чисел, и наречия (наречие образа действия, времени, места, уподобления, меры
и степени, причины и цели, простая и составная формы сравнительной и
превосходной степеней сравнения наречий);
определять общее грамматическое значение имени числительного; различать
разряды имён числительных по значению, по строению;
склонять
числительные
и
характеризовать
особенности
склонения,
словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать
роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах,
деловой речи;
правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы
правописания имён числительных;
распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое значение
наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности
словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;
соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения
наречий;
понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную
лексику;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями башкирского языка;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты,
явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной
тематики.

распознавать и употреблять в устной и письменной речи служебные части
речи (послелоги, союзы, частицы, модальные слова, междометия,
звукоподражательные слова);
давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их
отличия от самостоятельных частей речи;
употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями;
соблюдать нормы правописания производных послелогов; характеризовать
союз как служебную часть речи; различать разряды
союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том
числе как средств связи однородных членов предложения и частей
сложного предложения;
употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями;
соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в
сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в
предложениях с союзом и;
проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в
речевой практике;
характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды
частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче
различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм
глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами;
употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и
стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц;
характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать
группы модальных слов по значению; объяснять роль модальных слов в
речи; характеризовать особенности модальных слов и их употребление в
разговорной речи, в художественной литературе;
характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы
междометий по значению; объяснять роль междометий в речи.
Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их
употребление в разговорной речи, в художественной литературе;
соблюдать
пунктуационные
нормы
оформления
предложений с
междометиями;
владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и
аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; при
непосредственном общении – переспрашивать, просить повторить, уточняя
значение незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся
необходимой для понимания основного содержания прочитанного или
прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой
информации.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».