Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования и науки Республики Башкортостан Администрация муниципального района Бижбулякский район МОБУ СОШ с. Усак-Кичу Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель _Смолова Е.Г. Протокол №_6 30.05. 2023 Согласовано Зам.директора по УВР ________/Г.Р.Мухарямова/ 31.08. 2023 Утверждаю Директор МОБУ СОШ с.Усак-Кичу /А.К.Лутфуллина/ Приказ №_218 31.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по башкирскому (государственному) языку для 10 класса на 2023 – 2024 учебный год. Усак-Кичу 2023г. Пояснительная записка Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно–программа по государственному (башкирскому) языку, государственный (башкирский) язык, башкирский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих башкирским языком. Программа по государственному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. Изучение учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» предусматривает наличие междисциплинарных связей с другими учебными предметами гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литература» и другими. Башкирский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории башкирского и других народов Республики Башкортостан. Содержание программы государственного (башкирского) языка направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности. Содержание обучения башкирскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В содержании программы по государственному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Я и мой мир» – содержание концентрируется на воспитательных целях, главная из которых – научить ребёнка жить в согласии с внешним миром и с самим собой. Блок преимущественно направлен на развитие устной и письменной речи. «Башкортостан – край родной» – касается дружбы народов; прошлого, настоящего, будущего России, её взаимоотношений с другими странами; государственного устройства; особенностей истории и современной жизни родного края, достопримечательностей, исторических мест; искусства, а также народных праздников и обычаев, особенностей быта и жизнедеятельности башкирского и других народов, проживающих в республике. Материал ориентирован на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и взаимоуважения. «Природа родного края» – знакомит с природой Башкортостана, с разнообразием растительного и животного мира республики, с её климатическими особенностями и экологическими проблемами. В результате изучения тем блока у обучающихся формируется ценностное отношение к природе, расширяется кругозор. Изучение государственного (башкирского) языка направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающегося коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности на башкирском языке (аудирование, говорение, чтение, письмо). расширение лингвистического кругозора, направленного на освоение элементарных лингвистических представлений, доступных для обучающихся и необходимых для овладения устной и письменной речью на элементарном уровне. Общее число часов, рекомендованных для изучения государственного (башкирского) языка в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю) Планируемые результаты освоения программы по государственному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1.гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 1) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу; 2) духовно-нравственного воспитания: способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии- с традициями народов России; 3) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по государственному (башкирскому) языку; 4) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 5) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения государственного (башкирского) языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 6) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 7) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по государственному (башкирскому) языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по государственному (башкирскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов; владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по государственному (башкирскому) языку; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится: вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог – побуждение к действию, диалог-расспрос); диалог – обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и/или зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета (до 20 реплик со стороны каждого собеседника); создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение, рассуждение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания – до 20-22 фразы); излагать основное содержание прочитанного (прослушанного) текста (объём – 20-22 фразы); излагать результаты выполненной проектной работы; (объём – 20-22 фразы); воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования – до 3,5 минут); владеть умениями осуществлять информационную переработку текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности; представлять сообщение на заданную тему в виде презентации; представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста; использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления текстов, конспекта; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации; характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков (повторение); проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов; распознавать изученные орфограммы; применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь); объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря); распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова; проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов); применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач; различать ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы и местоимения с учётом стилистических норм современного башкирского языка; применять нормы правописания имён существительных, имён прилагательных, глаголов и местоимений с изученными орфограммами; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имён существительных; применять нормы правописания собственных имён существительных, сокращённых имён существительных; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; применять нормы правописания имён прилагательных с изученными орфограммами; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи; распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; определять общее грамматическое значение местоимения; уметь склонять местоимения и характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица – в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности);соблюдать нормы правописания местоимений; выбирать знак конца предложения, ставить в предложении запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера; правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена на башкирском языке; участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на башкирском языке с применением информационно- коммуникационных технологий, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет; пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов); использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме. распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в публицистических и художественных текстах имена числительные (количественные, порядковые, собирательные, разделительные, приблизительные, дробные) для обозначения дат и чисел, и наречия (наречие образа действия, времени, места, уподобления, меры и степени, причины и цели, простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий); определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению; склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи; правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных; распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи; соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий; понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями башкирского языка; сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики. распознавать и употреблять в устной и письменной речи служебные части речи (послелоги, союзы, частицы, модальные слова, междометия, звукоподражательные слова); давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи; употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания производных послелогов; характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения; употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и; проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике; характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами; употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц; характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать группы модальных слов по значению; объяснять роль модальных слов в речи; характеризовать особенности модальных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе; характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе; соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями; владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; при непосредственном общении – переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. 12