Башкирскийязык 9 класс

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Бижбулякский район
МОБУ СОШ с. Усак-Кичу

Рассмотрено
заседании ШМО
Руководитель
_Смолова Е.Г.
Протокол №_6_
30.05. 2023

на

Согласовано
Зам.директора по УВР
________/Г.Р.Мухарямова/
31.08.2023

Утверждаю
Директор МОБУ СОШ
с.Усак-Кичу
/А.К.Лутфуллина/
Приказ №_118
31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по башкирскому (государственному) языку
для 9 класса
на 2023 – 2024 учебный год.

Усак-Кичу 2023г.
1

Рабочая программа учебного курса «Башкирский (государственный) язык»
ориентирована на учащихся 5-9 классов основной общеобразовательной школы.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом
концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
Изучение курса ориентирована на использование учебника «Башкирский язык» 59 класс Г.М.Габитовой и М.Г.Усмановой для общеобразовательных организаций с
русским языком обучения.
Башкирский язык является государственным языком Республики Башкортостан,
родным языком башкирского народа, средством межнационального общения. То, что
знает гражданин Республики Башкортостан о башкирском языке, как умеет им
пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию башкирского
языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его
интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
На этой ступени образования совершенствуются приобретенные ранее знания,
навыки и умения, увеличивается объем используемых обучающимися качество
практического владения башкирским языком, возрастает степень самостоятельности
школьников и их творческой активности.
Башкирский язык как учебный предмет характеризуется:
•
межпредметностью (содержанием речи на башкирском языке могут быть сведения
из разных областей знаний, например литературы, искусства, истории, географии,
математики и др.);
•
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными
языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим,
грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой
деятельности);
многофункциональностью.
Являясь существенным элементом культуры народа — носителя
данного
языка и средством передачи ее другим, башкирский язык способствует формированию у
школьников целостной картины мира. Владение родным языком повышает уровень
гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее
социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного,
полиязычного мира.
Он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную
культуру школьника, способствует его речевому развитию, расширению кругозора и
воспитанию. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной
адаптации
к
изменяющимся
условиям
современного
мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Башкирский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности башкирский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение,
формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, башкирский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует
овладению
будущей
профессией.
Содержание обучения башкирскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в среднем и старшем звене
формируются
и
развиваются
коммуникативная,
языковая,
лингвистическая
2

(языковедческая)
и
культуроведческаякомпетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами башкирского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых; умение пользоваться различными
лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
башкирского
языка,
владение
нормами
башкирского
речевого
этикета,
культуроймежнациональногообщения.
Курс башкирского языка направлен на совершенствование речевой деятельности
обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве башкирского языка и
особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных
норм башкирского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня
обучение башкирскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая
культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен
аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование
таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная
переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность
передаватьее
всоответствии
с
условиями
общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие обучающихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только
тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает
перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного
подхода к изучению башкирского языка в школе.
Курс башкирского языка направлен на достижение следующей цели:
- освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах башкирского языка; об основных
нормах башкирского литературного языка; о башкирском речевом этикете.
Выдвигаются следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению
башкирскомуязыку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
воспитание
интереса
и
любви
к
башкирскому
языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования;
3

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению обучающимися
прочными и осознанными знаниями. Программа предусматривает поурочное усвоение
материала, для чего значительное место отводится повторению. Одно из основных
направлений – организация работы по овладению обучающимися прочными и
осознаннымизнаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности
учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении
различных видов разбора.
Учебный предмет «Башкирский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность.
Планирование составлено на основе программ: Уҡытыу рус телендә алып барылған
мәктәптәрҙең V-IX кластары өсөн (авт.: Ғәбитова З.М., Абдуллина М.Ф., Кинйәбаева
Н.Н., Насырова Н.Я., Солтанова Л.И., Хажиева З.Ф. - Өфө: "Китап", 2011.)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении башкирского языка стимулируется общее речевое развитие школьников:
развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры,
закладываются основы нравственного поведения в процессе общения, чтения, обсуждения
текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами
фольклора,
вырабатывается толерантность к представителям других наций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета «Башкирский государственный язык»
Личностные результаты школьников среднего, старшего звена, формируемые при
изучении башкирского языка:
•
формирование мотивации изучения родных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Башкирский государственный
язык»;
•
осознание возможностей самореализации средствами башкирского языка;
•
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
•
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
•
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
•
формирование общекультурной и этнической идентичности личности.
•
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, толерантное отношение
к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
•
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметныерезультаты изучения башкирского государственного языка в среднем,
старшем звене:
•
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
•
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;

4

•
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации:
•
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/ второстепенные, устанавливать по ключевым словам,
выделять основную мысль, главные факты опуская логическую последовательность
основных фактов;
•
осуществление регулятивных действий
самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на башкирском языке.
•
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по
башкирскому языку:
1) в коммуникативной сфере: (т.е. владении башкирским языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
- говорении:
•
начинать, вести поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости
переспрашивая, уточняя;
•
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной
тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
•
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
•
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
•
описывать события/ явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного
или
услышанного,
выражать
свое
отношение
к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- аудировании:
•
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
•
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/
рассказ/интервью);
•
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку,
контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио-и видеотексты, выделяя
значительную/информацию;
- чтении:
•
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
понимнием основного содержания;
•
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки
текста(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочых материалов, уметь
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
•
читать
аутентичные
тексты
с
выборочным
пониманием
значимой/нужной/интересующей информации;
- письменной речи:
•
заполнять анкеты и формуляры;
•
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране/ странах изучаемого языка;
•
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать
результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
•
применение правил написания слов, изученных в основной школе;

5

•
адекватное произношение и различение на слух звуков башкирского языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
•
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных
типов
(утвердительное,
вопросительное,
отрицательное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
•
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических
единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
•
знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения,
конверсии);
•
понимание и использование явлений многозначности слов башкирского языка,
синонимами, антонимами и лексической сочетаемости;
•
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкции
башкирского
языка; знание признаков изученных
грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их
эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и
наречий, местоимений, числительных, предлогов);
•
знание основных различий систем башкирского и татарского / родного языков.
Социокультурная компетенция
•
знание национально- культурных особенностей речевого и неречевого поведения в
своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
•
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики);
•
знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных обрацов
фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
•
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
•
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры башкирского языка
(всемирно известных достопримечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);
•
понимание роли владения родными языками в современном мире;
владеть
техникой письма;
•
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц и
грамматических явлений.
•
Компенсаторная компетенция –умение выходить из трудного положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет
использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей,
переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
2) В познавательной сфере:
•
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
•
владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной
стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/
слушать текст с разной глубиной понимания);
•
умение действовать по образцу/ аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
•
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную
работу;
•
умение
пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);

6

•
владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения родных
языков;
3) В ценностно-ориентационной сфере:
•
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоции, основе культуры
мышления;
•
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями родного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в
доступных пределах;
•
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места
и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации.
4) В эстетической сфере:
•
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоции на родном языке,
•
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на родном
языке и средствами родного языка;
•
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденции в
живописи, музыке, литературе.
5) В трудовой сфере:
•
умение рационально планировать свой учебный труд,
•
умение работать в соответствии с намеченным планом.
6) В физической сфере:
•
стремление вести здоровый образ жизни, (режим труда и отдыха, питание, спорт,
фитнес).
Основные содержательные линии
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй –
языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и
умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной
линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат
овладения башкирским языком на данном этапе обучения. Формирование
коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также
навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким
образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных
коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно
связано и с социокультурными знаниями.
Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие
одной из них нарушает единство учебного предмета «Башкирский язык».
Речевые умения.
Говорение.
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с
прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного
характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться,
представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;
диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалогпобуждение к действию- уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее
выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания
- 2-3 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета.Составление небольших
монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание
предмета, картинки;описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.
Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование).

7

Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического
общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных
сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста
для аудирования – до 1 минуты.
Чтение.
Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале;
соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя
и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных
текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой
информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование
двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь.
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы башкирского алфавита, основные буквосочетания;
звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и
орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков
и звукосочетаний башкирского языка. Соблюдение норм произношения. Ударение в
слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, предлогах), членение
предложений
на
смысловые
группы.
Ритмико-интонационные
особенности
повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос)
предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в
пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для
двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые
словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета,
отражающие культуру башкирского народа. Начальное представление о способах
словообразования: аффиксации, сложении. Интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения:
повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос,
вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные
предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым, составным именным и
составным глагольным сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной и
отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые
распространенные
предложения.
Предложения
с
однородными
членами.
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами «но» и «а».
Существительные в единственном и множественном числе. Притяжательный падеж
существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной
степенях, образованные по правилу, и исключения. Местоимения: личные,
притяжательные, вопросительные, указательные. Количественные числительные до 100,
порядковые числительные до 20.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также
основной образовательной программой основного общего образования. Программа
учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».