Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования и науки Республики Башкортостан Администрация муниципального района Бижбулякский район МОБУ СОШ с. Усак-Кичу Рассмотрено заседании ШМО Руководитель _Смолова Е.Г. Протокол №_6_ 30.05. 2023 на Согласовано Зам.директора по УВР ________/Г.Р.Мухарямова/ 31.08.2023 Утверждаю Директор МОБУ СОШ с.Усак-Кичу /А.К.Лутфуллина/ Приказ №_118 31.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по башкирскому (государственному) языку для 9 класса на 2023 – 2024 учебный год. Усак-Кичу 2023г. 1 Рабочая программа учебного курса «Башкирский (государственный) язык» ориентирована на учащихся 5-9 классов основной общеобразовательной школы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Изучение курса ориентирована на использование учебника «Башкирский язык» 59 класс Г.М.Габитовой и М.Г.Усмановой для общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Башкирский язык является государственным языком Республики Башкортостан, родным языком башкирского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Республики Башкортостан о башкирском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию башкирского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества. На этой ступени образования совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых обучающимися качество практического владения башкирским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности. Башкирский язык как учебный предмет характеризуется: • межпредметностью (содержанием речи на башкирском языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); • многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности); многофункциональностью. Являясь существенным элементом культуры народа — носителя данного языка и средством передачи ее другим, башкирский язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение родным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Башкирский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности башкирский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, башкирский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения башкирскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в среднем и старшем звене формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая 2 (языковедческая) и культуроведческаякомпетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами башкирского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики башкирского языка, владение нормами башкирского речевого этикета, культуроймежнациональногообщения. Курс башкирского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве башкирского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм башкирского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение башкирскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передаватьее всоответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе. Курс башкирского языка направлен на достижение следующей цели: - освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах башкирского языка; об основных нормах башкирского литературного языка; о башкирском речевом этикете. Выдвигаются следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению башкирскомуязыку: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к башкирскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; 3 - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; - развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Одна из основных задач – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Одно из основных направлений – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознаннымизнаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора. Учебный предмет «Башкирский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность. Планирование составлено на основе программ: Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең V-IX кластары өсөн (авт.: Ғәбитова З.М., Абдуллина М.Ф., Кинйәбаева Н.Н., Насырова Н.Я., Солтанова Л.И., Хажиева З.Ф. - Өфө: "Китап", 2011.) Ценностные ориентиры содержания учебного предмета При изучении башкирского языка стимулируется общее речевое развитие школьников: развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, закладываются основы нравственного поведения в процессе общения, чтения, обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами фольклора, вырабатывается толерантность к представителям других наций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Башкирский государственный язык» Личностные результаты школьников среднего, старшего звена, формируемые при изучении башкирского языка: • формирование мотивации изучения родных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Башкирский государственный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами башкирского языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности личности. • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметныерезультаты изучения башкирского государственного языка в среднем, старшем звене: • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; 4 • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации: • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ второстепенные, устанавливать по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты опуская логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на башкирском языке. • Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по башкирскому языку: 1) в коммуникативной сфере: (т.е. владении башкирским языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: - говорении: • начинать, вести поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/ явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; - аудировании: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/ рассказ/интервью); • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио-и видеотексты, выделяя значительную/информацию; - чтении: • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с понимнием основного содержания; • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочых материалов, уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; - письменной речи: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/ странах изучаемого языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): • применение правил написания слов, изученных в основной школе; 5 • адекватное произношение и различение на слух звуков башкирского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимание и использование явлений многозначности слов башкирского языка, синонимами, антонимами и лексической сочетаемости; • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкции башкирского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание основных различий систем башкирского и татарского / родного языков. Социокультурная компетенция • знание национально- культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики); • знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных обрацов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры башкирского языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • понимание роли владения родными языками в современном мире; владеть техникой письма; • распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц и грамматических явлений. • Компенсаторная компетенция –умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. 2) В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; • владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/ слушать текст с разной глубиной понимания); • умение действовать по образцу/ аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; • умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); 6 • владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения родных языков; 3) В ценностно-ориентационной сфере: • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоции, основе культуры мышления; • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями родного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации. 4) В эстетической сфере: • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоции на родном языке, • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на родном языке и средствами родного языка; • развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденции в живописи, музыке, литературе. 5) В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд, • умение работать в соответствии с намеченным планом. 6) В физической сфере: • стремление вести здоровый образ жизни, (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Основные содержательные линии Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения башкирским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Башкирский язык». Речевые умения. Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалогпобуждение к действию- уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета.Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки;описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз. Слушание (аудирование). 7 Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты. Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей). Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма. Языковые знания и навыки (практическое усвоение) Графика и орфография. Все буквы башкирского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний башкирского языка. Соблюдение норм произношения. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру башкирского народа. Начальное представление о способах словообразования: аффиксации, сложении. Интернациональные слова. Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос, вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым, составным именным и составным глагольным сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами «но» и «а». Существительные в единственном и множественном числе. Притяжательный падеж существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные. Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также основной образовательной программой основного общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника. 8