- ускорение процесса профессионального становления учителя или воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - адаптация в коллективе школы, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей. 1. Организационные основы наставничества. Наставничество организуется на основании ходатайства методического объединения, заместителя директора по учебно-воспитательной работе и заместителя директора по воспитательной работе и по приказу директора школы при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Наставник прикрепляется к молодому специалисту сроком на 1 год. Руководство деятельностью наставника осуществляют заместители директора школы и председатель методического объединения, в котором организовано наставничество. Председатель методического объединения несет непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами. Председатель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей и воспитателей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании Методического объединения. 3.5 Наставничество устанавливается над следующими категориями специалистов школы: - впервые принятыми учителями и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности - выпускниками средних и высших специальных учебных заведений - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений и не имеющих трудового стажа педагогической деятельности - учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях: - увольнения наставника - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности - психологической несовместимости наставника и подшефного. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 2. Обязанности наставника. - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету, давать конкретные задания, контролировать их выполнение - изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения; - знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений, ее традициями - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); -проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; - оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и способами проведения уроков и внеклассных мероприятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки - личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к общественной жизни коллектива, содействовать развитию общей культуры и кругозора - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; - подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 3. Права наставника. С согласия заместителя директора (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме. 4. Обязанности молодого специалиста. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы. В период наставничества молодой специалист обязан: - изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, функциональные обязанности по занимаемой должности -постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - выполнять план профессионального становления и план внеклассной воспитательной работы в установленные сроки -учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень - периодически отчитываться перед наставником и председателем методического объединения 5. Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право: - вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - защищать профессиональную честь и достоинство; - посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - повышать квалификацию удобным для него способом; - защищать свои интересы самостоятельно или через представителя. 6. Руководство работой наставника. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе. Заместитель директора обязан: -представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника; -создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; -посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; -организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; -изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; -определить меры поощрения наставников. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений. Руководитель методического объединения обязан: -рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника; -провести инструктаж наставников и молодых специалистов; -обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; -осуществлять систематический контроль работы наставника; -заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УВР.