ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» начинается на уровне начального общего образования, его изучение в начальной школе представляет собой первый этап языкового образования и речевого развития обучающихся. В процессе знакомства со структурными единицами татарского языка, обучающиеся осознают их роль и функции, а также связи и отношения, существующие в системе татарского языка и в речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символикомоделирующих учебных действий с языковыми единицами. Формирование у младших школьников представления о лексике татарского языка способствует, в свою очередь, развитию понимания материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения). Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования, морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических понятий на начальном уровне способствует общему умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они знакомятся с необходимыми интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит основой для формирования общих учебных и познавательных универсальных действий. Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» предусматривает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном (татарском) языке». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» Цель изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» – развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»: — развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку; — развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке; — формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; — формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения. В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и использовать татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры татарского народа. У обучающихся последовательно сформируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающихся закладываются основы гражданской культуры личности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. В 1 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (татарский) язык», – 2 часа в неделю, что составляет 66 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды речевой деятельности Беседа на тему «Белем бəйрəме» («День знаний»). Правила гигиены чтения и письма. Рассказ на тему «Минем яраткан уенчыкларым» («Мои любимые игрушки»). Чтение по слогам слов и предложений. Обучение грамоте Буквы и звуки татарского алфавита. Чтение слов по слогам. Выработка связного и ритмичного написания букв. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Основные элементы соединения букв в слове. Слог. Запись слов по слогам. Запись слов и предложений по памяти. Запись предложений после предварительного слого-звукового разбора каждого слова. Татарский алфавит. Контрольное списывание. Систематический курс Речь. Устная речь и письменная речь. Слово и предложение. Текст. Перенос слов из строки в строку. Ударение. Ударный слог. Правописание слов с гласными о и ө. Правописание специфичных согласных звуков татарского языка. Гласные звуки татарского языка. Согласные звуки татарского языка. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нəрсə?» («что?»). Особенности присоединения аффиксов в татарском языке. Развитие речи Диалог на тему «Мин мəктəптə һəм өйдə» («Я в школе и дома»). Урок-игра. Работа с прослушанным текстом. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; эстетического воспитания: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать языковые единицы; - находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; - выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; базовые исследовательские действия: - с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; - сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану несложное лингвистическое исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); работа с информацией: - выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки; - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать свое мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: - воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи; - рассказывать о себе, друзьях и т. д.; - соблюдать орфоэпические и интонационные нормы татарского языка в устной и письменной речи; - читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося; - владеть начертанием письменных прописных и строчных букв; - правильно списывать слова и предложения; - писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм; - вырабатывать связное и ритмичное написание букв; - писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов; - распознавать устную и письменную речь; - различать слово, предложение и текст; - применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; - писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных; - правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения; - выделять в слове ударение; - произносить и различать на слух гласные звуки татарского языка; - различать гласные и согласные звуки; гласные – ударные и безударные, твердые и мягкие; согласные – звонкие и глухие; - распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки; - определять количество и последовательность звуков в слове; - различать звуки и буквы: буква как знак звука; - определять количество слогов; - переносить слова на другую строку; - переносить слова с буквами ъ и ь по слогам; - правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь; - правильно читать специфичные гласные звуки татарского языка [ə], [ө], [ү]; - правильно читать специфичные согласные звуки татарского языка [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]; - правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского языка; - определять функции букв е, ё, ю, я; - проводить слого-звуковой разбор слова; - правильно называть буквы татарского алфавита, их последовательность; - использовать алфавит для упорядочения списка слов; - правильно присоединять к слову твердый или мягкий вариант аффиксов; - различать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нəрсə?» («что?»); - находить в предложении слова, отвечающие на вопрос «нишли?» («что делает?»); - вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы; - воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале; - владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.