Родной язык 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» начинается на уровне начального общего
образования, его изучение в начальной школе представляет собой первый этап языкового образования

и речевого развития обучающихся.
В процессе знакомства со структурными единицами татарского языка, обучающиеся осознают их
роль и функции, а также связи и отношения, существующие в системе татарского языка и в речи.
Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символикомоделирующих учебных действий с языковыми единицами.
Формирование у младших школьников представления о лексике татарского языка способствует, в
свою очередь, развитию понимания материальной природы языкового знака (слова как единства
звучания и значения).
Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования, морфологии и
синтаксиса. Освоение грамматических понятий на начальном уровне способствует общему
умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они знакомятся с необходимыми
интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и
обобщения, что в дальнейшем послужит основой для формирования общих учебных и
познавательных универсальных действий.
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» предусматривает межпредметные связи с
другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом
«Литературное чтение на родном (татарском) языке».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Цель изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» – развитие элементарной
коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой
деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие личности, уважающей
языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
— развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к
родному языку;
— развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой
деятельности на татарском языке;
— формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка:
фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;
— формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений
составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения.
В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и использовать
татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры татарского народа.
У обучающихся последовательно сформируются эмоционально-ценностное отношение к родному
языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения,
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические

высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к родному языку у обучающихся закладываются основы гражданской культуры личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
В 1 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (татарский)
язык», – 2 часа в неделю, что составляет 66 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Беседа на тему «Белем бəйрəме» («День знаний»). Правила гигиены чтения и письма. Рассказ на
тему «Минем яраткан уенчыкларым» («Мои любимые игрушки»). Чтение по слогам слов и
предложений.
Обучение грамоте
Буквы и звуки татарского алфавита. Чтение слов по слогам. Выработка связного и ритмичного
написания букв. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Основные элементы соединения букв в
слове. Слог. Запись слов по слогам. Запись слов и предложений по памяти. Запись предложений после
предварительного слого-звукового разбора каждого слова. Татарский алфавит. Контрольное
списывание.
Систематический курс
Речь. Устная речь и письменная речь. Слово и предложение. Текст. Перенос слов из строки в строку.
Ударение. Ударный слог. Правописание слов с гласными о и ө. Правописание специфичных
согласных звуков татарского языка. Гласные звуки татарского языка. Согласные звуки татарского
языка. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нəрсə?»
(«что?»). Особенности присоединения аффиксов в татарском языке.
Развитие речи
Диалог на тему «Мин мəктəптə һəм өйдə» («Я в школе и дома»). Урок-игра. Работа с прослушанным
текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет
универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать
языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного

учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет
универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет
универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
- рассказывать о себе, друзьях и т. д.;
- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы татарского языка в устной и письменной речи;
- читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося;
- владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;
- правильно списывать слова и предложения;
- писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
- вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
- писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;
- распознавать устную и письменную речь;
- различать слово, предложение и текст;
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
- писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
- правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
- выделять в слове ударение;
- произносить и различать на слух гласные звуки татарского языка;
- различать гласные и согласные звуки; гласные – ударные и безударные, твердые и мягкие;
согласные – звонкие и глухие;
- распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки;
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- определять количество слогов;
- переносить слова на другую строку;
- переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;
- правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь;
- правильно читать специфичные гласные звуки татарского языка [ə], [ө], [ү];
- правильно читать специфичные согласные звуки татарского языка [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ];
- правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского языка;
- определять функции букв е, ё, ю, я;
- проводить слого-звуковой разбор слова;
- правильно называть буквы татарского алфавита, их последовательность;
- использовать алфавит для упорядочения списка слов;

- правильно присоединять к слову твердый или мягкий вариант аффиксов;
- различать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нəрсə?» («что?»);
- находить в предложении слова, отвечающие на вопрос «нишли?» («что делает?»);
- вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;
- воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
- владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного
текста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».