Литературное чтение на родном языке.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ»
Курс литературного чтения на родном (татарском) языке направлен на формирование у младших
школьников первоначальных знаний о татарской литературе, интереса к чтению, культуры
восприятия художественного текста; на воспитание нравственности, любви к родному краю и
государству через осознание своей национальной принадлежности.
В 1 классе учебный предмет «Литературное чтение на родном (татарском) языке» как
систематический курс начинается после окончания курса «Обучение грамоте».
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами гуманитарного
цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский) язык».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ»
Цель изученияучебного предмета – воспитание ценностного отношения к татарской литературе как
существенной части родной культуры, формирование грамотного читателя, который в будущем
сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные
предпочтения или исходя из поставленной учебной задачи, а также использовать свою читательскую
деятельность как средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
- воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
- формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов
понимания (восприятия и осмысления) текста;
- формирование коммуникативных умений обучающихся;
- развитие устной и письменной речи учащихся на родном (татарском) языке (диалогической и
монологической);
- формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение пониманию духовной
сущности произведений;
- развитие способности к творческой деятельности на родном (татарском) языке.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
В 1 классе на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке»
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа (из них 16 часов отводится на курс «Обучение
грамоте»).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок,
материалам собственных наблюдений, игр и занятий. Понимание текста при его прослушивании и
при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение его порядка.
Восприятие слова как объекта изучения. Наблюдение за значением слова.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов
и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Өйрəтəлəр мəктəплəрдə… (Учат в школе...)
Произведения о школьной жизни, уроках, одноклассниках, праздниках в школе.
М. Джалиль. «Беренче дəрес» («Первый урок»).
Б. Рахмет. «Рəсем ясыйбыз» («Мы рисуем»).
М. Магдеев. «Мəктəптə беренче көн» («Первый день в школе»).
Дж. Дарзаман. «Тискəре хəрефлəр» («Непослушные буквы»).
Ш. Маннур. «Яхшы бел» («Знай хорошо»).
К. Булатова. «Унга кадəр» («До десяти»).
Детский журнал «Сабантуй» о школе.
Минем гаилə (Моя семья)
Произведения о семье и ее роли в жизни человека, о членах семьи, семейных традициях, ситуациях
общения в семье.
Г. Тукай. «Безнең гаилə» («Наша семья»).
Р. Валиев. «Барысын да яратам» («Всех люблю»).
Ш. Галиев. «Дəү əнигə күчтəнəч» («Гостинцы для бабушки»).
Татар халык иҗаты. Санамышлар, эндəшлəр
(Татарское устное народное творчество. Считалки, заклички)
Малые жанры татарского устного народного творчества, их место в нашей жизни, ситуации
использования. Считалки. Заклички.
Ямьле табигать (Красивая природа)
Произведения о природе, о ее красоте, о важности ее сохранения.
И. Туктар. «Җем-җем!.. Чвик!»
Ф. Садриев. «Яңгыр, яу, яу, яу!» («Дождик, лей, лей, лей!»).
Ш. Галиев. «Тəмле җəй» («Вкусное лето»).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (татарском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в 1 классе
обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать
аналогии текстов;
- объединять части объекта/объекты (тексты) по заданному признаку;
- определять существенный признак для классификации текстов, классифицировать предложенные

тексты;
- находить закономерности и противоречия в текстовом материале на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
- выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике)
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей/законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии
с учебной задачей;
- понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы,
таблицы по результатам работы с текстами.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в 1 классе
обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке»
в 1 классе обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными
действиями:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
- соотносить полученный результат с поставленной учебной задачей по анализу текста;
- находить и исправлять ошибки, допущенные при работе с текстами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
– читать вслух (владеть техникой слогового плавного, осознанного и правильного
чтения вслух с учетом индивидуальных возможностей, с переходом на чтение словами
без пропусков и перестановок букв и слогов), осознанно выбирать интонацию, темп
чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
– понимать прослушанный текст;
– отвечать на вопросы в устной форме;
– находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
– составлять предложение из набора форм слов;
– устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
– определять (с помощью учителя) тему и главную мысль прочитанного или
прослушанного текста;
– характеризовать литературного героя;
– читать наизусть 1–2 стихотворения разных авторов;
– выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету учителя;
– выполнять письменные упражнения в рабочей тетради;
– различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, заклички) и
художественной литературы (рассказы, стихотворения);
– отличать прозаическое произведение от стихотворного, выделять особенности
стихотворного произведения (рифма);
– находить средства художественной выразительности в тексте
(уменьшительно-ласкательная форма слов);
– выразительно читать;
– составлять устное высказывание (2–3 предложения) на заданную тему по
образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);

– анализировать иллюстрации и соотносить их сюжет с соответствующим
фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в
тексте.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».