Пояснительная записка Программа по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан на 2021 - 2030 годы (утверждена Указом главы РБ от 30.12.2020г. N УГ613), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся, слабо владеющих родным (татарским) языком. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения родного языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по родному языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» Родной (татарский) язык – национальный язык татарского народа. Он является языком общения татарского народа и преподается как учебный предмет в образовательных организациях. Татарский язык, выступая как родной язык, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Татарский язык является средством приобщения к духовному богатству культуры и литературы народа, одним из каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет «Родной (татарский) язык» неразрывно связан и с другими школьными предметами, особенно с предметом «Родная (татарская) литература». Учебный предмет «Родной (татарский) язык» на ступени основного общего образования вносит существенный вклад в формирование универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. У обучающегося последовательно формируются эмоциональноценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменные тексты. Тем самым через воспитание у обучающегося позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку закладываются основы гражданской культуры личности. Изучение предмета направлено на достижение следующей цели: − развитие у обучающихся культуры владения родным (татарским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского литературного языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской гражданской идентичности 6 обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации. Изучение предмета направлено на решение следующих задач: – овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств; – развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме; – приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения; – уважительное отношение к языковому наследию народов, проживающих в Российской Федерации. Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных сферах и ситуациях. Языковая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи, а также способность с помощью этих знаний понимать и правильно интерпретировать мысли другого человека и выражать собственные мысли в устной и письменной форме. Социокультурная компетенция представляет собой совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, которые формируются в процессе языковой подготовки к межкультурной коммуникации. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Родной (татарский) язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» учебного плана образовательных организаций основного общего образования. Учебный предмет «Родной (татарский) язык» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим компетенции в сфере языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами филологической направленности. Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, моральноэтическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Кроме того, системный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей: развитие у обучающихся культуры владения родным (татарским) языкомво всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского литературного языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации. Поставленные цели обусловливают выполнение следующих задач: овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и увеличение объёма используемых грамматических средств; развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме; приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование умения представлять республику, её культуру в условиях межкультурного общения; уважительное отношение к языковому наследию народов Российской Федерации. В ходе изучения родного (татарского) языка у обучающегося последовательно формируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание у обучающегося позитивного эмоциональноценностного отношения к родному языку закладываются основы гражданской культуры личности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка – 170 часов: в 5 классе –34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю),в 8 классе –34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс Общие сведения о языке. Язык и речь. Культура речи. Язык и речь. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Работа с текстами о роли, сфере применения татарского языка. Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Органы речи. Согласные звуки.Гласные звуки. Татарский алфавит. Звуки и буквы. Закон сингармонизма. Слог. Ударение. Интонация. Фонетический анализ. Орфоэпия. Понятие об орфоэпии татарского языка. Лексикология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Исконная и заимствованная лексика. Фразеологизмы. Морфемика и словообразование. Корень слова. Аффиксы. Основа. Порядок присоединения аффиксов в татарском языке. Морфология. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Глагол изъявительного наклонения. Категория времени. Глаголы настоящего времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Послелоги и послеложные слова. Частицы. Союзы. Синтаксис. Главные члены предложения. Распространённое и нераспространённое предложение. 6 класс Язык и культура. Работа с текстами о языковых контактах, взаимовлиянии татарскогои русского языков. Текст. Составление плана сочинения по репродукции картины. Составление устного текста по собственному плану. Составление письменного текста с использованием плана и репродукции картины. Выделение главной и второстепенной информации в прослушанноми прочитанном тексте. Разделы науки о языке. Фонетика. Система гласных звуков. Изменения в системе гласных звуков татарского языка. Система согласных звуков. Орфография. Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков. Правописание букв, обозначающих специфичных татарских звуков. Правописание букв ъ и ь. Лексикология. Заимствования в татарском языке. Синонимы, антонимы. Лексический анализ слова. Морфемика и словообразование. Корень слова. Однокоренные слова. Морфология. Склонение существительных с окончанием принадлежности. Местоимение. Разряды местоимений. Спрягаемые личные формы глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение глагола. Желательное наклонение глагола. Условное наклонение глагола. Служебные части речи. Союзы. Союзные слова. Послелоги и послеложные слова. Частицы. Звукоподражательные слова. Междометия. Модальные слова. Морфологический анализ частей речи. Синтаксис. Пунктуация. Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями и вводными словами. Знаки препинания в простом предложении. Синтаксический анализ простого предложения. 7 класс Общие сведения о языке. Татарский язык и его место среди других языков. Текст. Структура текста, особенности деления на абзацы. Использование сочинительных союзов как средства связи предложенийв тексте. Работа с текстами о татарском языке и его роли среди других языков. Разделы науки о языке. Фонетика. Гласные звуки в татарском и русском языках. Согласные звуки в татарском и русском языках. Ударение. Орфография. Орфографический словарь татарского языка. Лексикология. Основные способы толкования лексического значения слова. Однозначныеи многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Морфология. Местоимения. Неспрягаемые неличные формы глагола. Отрицательная форма деепричастий. Наречие и его виды. Морфологический анализ наречия. Синтаксис. Пунктуация. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Преобразование прямой речи в косвенную речь. Понятие о сложных предложениях. Сложносочинённое предложение. Союзное сложносочинённое предложение. Бессоюзное сложносочинённое предложение. Знаки препинанияв сложносочинённых предложениях. 8 класс Общие сведения о языке. Язык и культура. Языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Работа с текстами о языках России. Текст. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение). Составление собственных текстов заданного типа. Составление собственных текстов по заданным заглавиям. Разделы науки о языке. Орфоэпия. Нарушение орфоэпических норм. Особенности словесного ударения в татарском языке. Орфография. Сложныеслучаи орфографии. Присоединение окончаний к заимствованиям. Морфология. Имя прилагательное. Субстантивация прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Причастие. Деепричастие. Служебные части речи. Послелоги. Союзы. Модальные части речи. Синтаксис. Пунктуация. Виды сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Главная и придаточная часть сложноподчинённого предложения. Синтетическое сложноподчинённое предложение. Синтетические средства связи. Аналитическое сложноподчинённое предложение. Аналитические средства связи. Виды придаточных частей сложноподчинённого предложения: подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условия, уступки. 9 класс Общие сведения о языке. Язык и речь. Общая информация о стилях речи, их особенностях. Работа с текстами о языковых группах мира. Разделы науки о языке. Фонетика (повторение изученного материала в 5–8 классах). Гласные и согласные звуки. Изменения в системе гласных звуков татарского языка. Изменения в системе согласных звуков татарского языка. Лексикология. Диалектизмы. Профессионализмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Лексический анализ слова. Морфемика и словообразование. Способы словообразования в татарском языке. Морфология (повторение изученного материала в 5–8 классах). Самостоятельные части речи. Имя существительное. Категория падежа. Категория принадлежности. Склонение существительных с окончанием принадлежности по падежам. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Местоимение. Имя числительное. Разряды числительных. Наречие. Звукоподражательные слова. Вспомогательные глаголы. Предикативные слова.Синтаксис. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения в татарском и русском языках. Стилистика. Использование словосочетаний и предложений в речи. Стилистическая окраска слов. Научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, литературнохудожественный стили. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (татарском) языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурноми многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремлениек взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлениив образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (татарского) языкав жизни народа, проявление интереса к познанию родного (татарского) языка,к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (татарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческомуи природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающихв родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуальногои общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своегои других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражениюв разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненногои читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установкана здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планироватьи самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомленияс деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к трудуи результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личныхи общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступкови оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомствес литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участиюв практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтениякак средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступкови стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальнойи природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группахи сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектахи явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениямив области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влиянияна окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решенияи действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действоватьв отсутствие гарантий успеха. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностейи противоречий; выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работес разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познанияв языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальными желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомоеи данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оцениватьна применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событийи их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы умения работатьс информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающиеодну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациямив зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы умения общениякак часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогахи дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (татарском) языке; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношениек собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентациии особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсови собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективыв ходе его реализации; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речьс учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата целии условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действияпо её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесси результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовностьк представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установлениеи регулирование межличностных отношений); формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом; понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке; письменно выполнятьязыковые (фонетические, лексическиеи грамматические) упражнения; владеть видами устной и письменной речи; различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалоги монолог; определять значение закона сингармонизма, различать нёбную и губную гармонию; применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я; различать ударный слог, логическое ударение; правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания; правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в словахв соответствии с нормами современного татарского литературного языка; проводить фонетический анализ слова; использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами; определять лексическое значение слова с помощью словаря; использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы; распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение; различать исконные слова, арабско-персидские, европейские, русские заимствования; выделятькорень, аффикс, основу в словах разныхчастейречи; различать формообразующие и словообразующие аффиксы; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; различать части речи: самостоятельные и служебные; определять общее грамматическое значение, морфологические признакии синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять категорию падежа и принадлежности в именах существительных; определять общее грамматическое значение, морфологические признакии синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имён прилагательных; определять общее грамматическое значение, морфологические признакии синтаксические функции местоимения; склонять личные местоимения по падежам; распознавать указательные местоимения; определять общее грамматическое значение, морфологические признакии синтаксические функции количественных, порядковых числительных; определять общее грамматическое значение, морфологические признакии синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи; образовывать временные формы изъявительного наклонения глагола; различать спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего (определённого и неопределённого) и будущего (определённогои неопределённого) времени в положительном и отрицательном аспектах; проводить морфологический анализ изученных частей речи; различать послелоги и послеложные слова; употреблять послелоги со словами в различных падежных формах; распознавать частицы; распознавать союзы; находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое; различать главные и второстепенные члены предложения; распознавать распространённые и нераспространённые предложения; определять орфографические ошибки и исправлять их; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; соблюдать интонацию, осуществлять выбор и организацию языковых средств и самоконтроль своей речи. 6 КЛАСС К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы; подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов; воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстови видеотекстов; читать и находить нужную информацию в текстах; определять тему и основную мысль текста; корректировать заданные тексты с учётом правильности, богатстваи выразительности письменной речи; писать тексты с использованием картинок, произведений искусства; составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; различать гласные переднего и заднего ряда; огублённые и неогублённые; давать полную характеристику гласным звукам; распознавать виды гармонии гласных; правильно употреблять звук [ʼ] (гамза); определять качественные характеристики согласных звуков; определять правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков, правописание букв ъ и ь; использовать словарь синонимов и антонимов; проводить лексический анализ слова; образовывать однокоренные слова; склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам; распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные местоимения; распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные); распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение); определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонений глагола; употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы; находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами; находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство); находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в речи; проводить синтаксический анализ простого предложения; ставить знаки препинания в простом предложении; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы татарского литературного языка. 7 КЛАСС К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности деления на абзацы; давать развёрнутые ответы на вопросы; проводить сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков; проводить сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков; правильно ставить ударение в заимствованных словах; работать с толковым словарём татарского языка; распознавать неопределённые, определительные и отрицательные местоимения; определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие); распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, мерыи степени, сравнения, места, времени, цели), выявлять синтаксическую роль наречий в предложении; применять способы передачи чужой речи; распознавать прямую и косвенную речь; формулировать предложения с прямой речью; преобразовывать прямую речь в косвенную речь; определять признаки сложного предложения; различать и правильно строить простое и сложное предложенияс сочинительными союзами. 8 КЛАСС К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа; составлять собственные тексты по заданным заглавиям; проводить краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях; использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов; присоединять окончания к заимствованиям; определять случаи субстантивации прилагательных; изменять субстантивированные имена прилагательные по падежам; различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения; выделять главную и придаточную части сложноподчинённого предложения; определять синтетическое сложноподчинённое предложение, синтетические средства связи; распознавать аналитическое сложноподчинённое предложение, аналитические средства связи; выявлять виды сложноподчинённых предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные); ставить знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике; представлять родную страну и культуру на татарском языке; понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи. 9 КЛАСС К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке; извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами; определять профессиональную лексику; выявлять устаревшие слова; распознавать неологизмы; различать способы словообразования в татарском языке (корневые, производные, составные, парные слова); определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов; распознавать предикативные слова; употреблять стилистически окрашенную лексику; определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический); сопоставлять сложноподчинённые предложения татарского и русского языков.