ПЗ 10-11 кл язык

Пояснительная записка
Программа по родному (татарскому)
языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания
государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики
Башкортостан на 2021 - 2030 годы (утверждена Указом главы РБ от 30.12.2020г. N УГ613), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся, слабо владеющих родным (татарским)
языком.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения родного
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ)
ЯЗЫК»
Родной (татарский) язык – национальный язык татарского народа. Он является языком
общения татарского народа и преподается как учебный предмет в образовательных
организациях. Татарский язык, выступая как родной язык, является основой развития
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Татарский язык
является средством приобщения к духовному богатству культуры и литературы народа,
одним из каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет
«Родной (татарский) язык» неразрывно связан и с другими школьными предметами,
особенно с предметом «Родная (татарская) литература». Учебный предмет «Родной
(татарский) язык» на ступени основного общего образования вносит существенный вклад
в формирование универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных,
коммуникативных. У обучающегося последовательно формируются эмоциональноценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им
пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменные тексты. Тем
самым через воспитание у обучающегося позитивного эмоционально-ценностного
отношения к родному языку закладываются основы гражданской культуры личности.
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели: − развитие у
обучающихся культуры владения родным (татарским) языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского литературного
языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской
гражданской идентичности 6 обучающихся, сохранения и развития языкового наследия,
освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской
Федерации. Изучение предмета направлено на решение следующих задач: – овладение
знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических
ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета,
обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических
средств; – развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных видах

речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме; – приобщение к
культурному наследию татарского народа, формирование умения представлять свою
республику, ее культуру в условиях межкультурного общения; – уважительное отношение
к языковому наследию народов, проживающих в Российской Федерации. Достижение
указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой
и социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в
жизненно важных сферах и ситуациях. Языковая компетенция предполагает владение
знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи, а также
способность с помощью этих знаний понимать и правильно интерпретировать мысли
другого человека и выражать собственные мысли в устной и письменной форме.
Социокультурная компетенция представляет собой совокупность определенных знаний,
навыков, умений, способностей и качеств, которые формируются в процессе языковой
подготовки к межкультурной коммуникации. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Родной (татарский) язык» входит в предметную область «Родной язык и родная
литература» учебного плана образовательных организаций основного общего
образования. Учебный предмет «Родной (татарский) язык» является одним из основных
элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим
компетенции в сфере языковой культуры. Его включенность в общую систему
обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами
филологической направленности. Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика
речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, моральноэтическую
воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к
национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование
личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Кроме того, системный подход выдвигает требование обеспечения преемственности
курсов татарского языка основной и начальной школы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих
целей:
развитие у обучающихся культуры владения родным (татарским) языкомво всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского
литературного языка, правилами татарского речевого этикета;
обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся,
сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры
многонационального народа Российской Федерации.
Поставленные цели обусловливают выполнение следующих задач:
овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о
стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого
этикета;
обогащение словарного запаса и увеличение объёма используемых грамматических
средств;
развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырёх основных видах
речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме;
приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование умения
представлять республику, её культуру в условиях межкультурного общения;
уважительное отношение к языковому наследию народов Российской Федерации.
В ходе изучения родного (татарского) языка у обучающегося последовательно
формируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его

изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять устные монологические высказывания
и письменные тексты. Через воспитание у обучающегося позитивного эмоциональноценностного отношения к родному языку закладываются основы гражданской культуры
личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в
предметную область «Родной язык и литература» и является обязательным для изучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка –
170 часов: в 5 классе –34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю),в 8 классе –34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа
(1час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Общие сведения о языке. Язык и речь. Культура речи.
Язык и речь. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Работа с текстами о роли, сфере применения татарского языка.
Разделы науки о языке.
Фонетика. Графика.
Органы речи.
Согласные звуки.Гласные звуки.
Татарский алфавит. Звуки и буквы.
Закон сингармонизма.
Слог.
Ударение. Интонация.
Фонетический анализ.
Орфоэпия.
Понятие об орфоэпии татарского языка.
Лексикология.
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Исконная и заимствованная лексика.
Фразеологизмы.
Морфемика и словообразование.
Корень слова.
Аффиксы. Основа.
Порядок присоединения аффиксов в татарском языке.
Морфология.
Части речи.
Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное.
Глагол изъявительного наклонения. Категория времени. Глаголы настоящего
времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени.
Послелоги и послеложные слова.
Частицы.
Союзы.
Синтаксис.
Главные члены предложения.
Распространённое и нераспространённое предложение.
6 класс

Язык и культура.
Работа с текстами о языковых контактах, взаимовлиянии татарскогои русского
языков.
Текст.
Составление плана сочинения по репродукции картины.
Составление устного текста по собственному плану.
Составление письменного текста с использованием плана и репродукции картины.
Выделение главной и второстепенной информации в прослушанноми прочитанном
тексте.
Разделы науки о языке.
Фонетика.
Система гласных звуков. Изменения в системе гласных звуков татарского языка.
Система согласных звуков.
Орфография.
Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков.
Правописание букв, обозначающих специфичных татарских звуков.
Правописание букв ъ и ь.
Лексикология.
Заимствования в татарском языке.
Синонимы, антонимы.
Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование.
Корень слова. Однокоренные слова.
Морфология.
Склонение существительных с окончанием принадлежности.
Местоимение. Разряды местоимений.
Спрягаемые личные формы глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное
наклонение глагола. Желательное наклонение глагола. Условное наклонение глагола.
Служебные части речи. Союзы. Союзные слова. Послелоги и послеложные слова.
Частицы.
Звукоподражательные слова.
Междометия.
Модальные слова.
Морфологический анализ частей речи.
Синтаксис. Пунктуация.
Второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами.
Предложения с обращениями и вводными словами.
Знаки препинания в простом предложении.
Синтаксический анализ простого предложения.
7 класс
Общие сведения о языке.
Татарский язык и его место среди других языков.
Текст.
Структура текста, особенности деления на абзацы.
Использование сочинительных союзов как средства связи предложенийв тексте.
Работа с текстами о татарском языке и его роли среди других языков.
Разделы науки о языке.
Фонетика.
Гласные звуки в татарском и русском языках.
Согласные звуки в татарском и русском языках.

Ударение.
Орфография.
Орфографический словарь татарского языка.
Лексикология.
Основные способы толкования лексического значения слова. Однозначныеи
многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.
Морфология.
Местоимения.
Неспрягаемые неличные формы глагола.
Отрицательная форма деепричастий.
Наречие и его виды. Морфологический анализ наречия.
Синтаксис. Пунктуация.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Преобразование
прямой речи в косвенную речь.
Понятие о сложных предложениях.
Сложносочинённое предложение. Союзное сложносочинённое предложение.
Бессоюзное сложносочинённое предложение. Знаки препинанияв сложносочинённых
предложениях.
8 класс
Общие сведения о языке. Язык и культура.
Языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.
Работа с текстами о языках России.
Текст.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение).
Составление собственных текстов заданного типа.
Составление собственных текстов по заданным заглавиям.
Разделы науки о языке.
Орфоэпия.
Нарушение орфоэпических норм.
Особенности словесного ударения в татарском языке.
Орфография.
Сложныеслучаи орфографии.
Присоединение окончаний к заимствованиям.
Морфология.
Имя прилагательное. Субстантивация прилагательных. Изменение имён
прилагательных по падежам.
Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Причастие.
Деепричастие.
Служебные части речи. Послелоги. Союзы.
Модальные части речи.
Синтаксис. Пунктуация.
Виды сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения.
Главная и придаточная часть сложноподчинённого предложения.
Синтетическое сложноподчинённое предложение. Синтетические средства связи.
Аналитическое сложноподчинённое предложение. Аналитические средства связи.
Виды придаточных частей сложноподчинённого предложения: подлежащные,
сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и
степени, цели, причины, условия, уступки.
9 класс

Общие сведения о языке. Язык и речь.
Общая информация о стилях речи, их особенностях.
Работа с текстами о языковых группах мира.
Разделы науки о языке.
Фонетика (повторение изученного материала в 5–8 классах).
Гласные и согласные звуки.
Изменения в системе гласных звуков татарского языка.
Изменения в системе согласных звуков татарского языка.
Лексикология.
Диалектизмы.
Профессионализмы.
Устаревшие слова. Неологизмы.
Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование.
Способы словообразования в татарском языке.
Морфология (повторение изученного материала в 5–8 классах).
Самостоятельные части речи.
Имя существительное. Категория падежа. Категория принадлежности. Склонение
существительных с окончанием принадлежности по падежам.
Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
Местоимение.
Имя числительное. Разряды числительных.
Наречие.
Звукоподражательные слова.
Вспомогательные глаголы.
Предикативные слова.Синтаксис.
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённые предложения.
Виды сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения в татарском и русском языках.
Стилистика.
Использование словосочетаний и предложений в речи. Стилистическая окраска
слов.
Научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, литературнохудожественный стили.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участиев жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (татарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурноми
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке;

готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремлениек
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлениив
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (татарского) языкав жизни
народа, проявление интереса к познанию родного (татарского) языка,к истории и культуре
своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному
(татарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческомуи природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающихв родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуальногои общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своегои
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражениюв разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненногои
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установкана
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (татарском)
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планироватьи самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомленияс
деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к трудуи результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личныхи общественных интересов и
потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступкови оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомствес литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участиюв практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтениякак средства познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступкови стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальнойи природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группахи сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектахи явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениямив
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влиянияна
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решенияи действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действоватьв отсутствие гарантий
успеха.
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностейи противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работес разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познанияв языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальными
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомоеи данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой; оцениватьна применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событийи их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работатьс информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающиеодну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациямив зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общениякак часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогахи
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (татарском)
языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношениек собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентациии
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсови собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективыв ходе
его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речьс учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата целии условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действияпо её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесси результат
совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовностьк представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установлениеи регулирование
межличностных отношений);
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом,
ключевыми словами, вопросами или планом;
понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке;
письменно выполнятьязыковые (фонетические, лексическиеи грамматические)
упражнения;
владеть видами устной и письменной речи;
различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалоги монолог;
определять значение закона сингармонизма, различать нёбную и губную гармонию;
применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё,
ю, я;

различать ударный слог, логическое ударение;
правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак
препинания;
правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в словахв
соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
проводить фонетический анализ слова;
использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы;
распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
различать исконные слова, арабско-персидские, европейские, русские
заимствования;
выделятькорень, аффикс, основу в словах разныхчастейречи;
различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
различать части речи: самостоятельные и служебные;
определять общее грамматическое значение, морфологические признакии
синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
определять категорию падежа и принадлежности в именах существительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признакии
синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имён
прилагательных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признакии
синтаксические функции местоимения;
склонять личные местоимения по падежам;
распознавать указательные местоимения;
определять общее грамматическое значение, морфологические признакии
синтаксические функции количественных, порядковых числительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признакии
синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи;
образовывать временные формы изъявительного наклонения глагола;
различать спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего,
прошедшего (определённого и неопределённого) и будущего (определённогои
неопределённого) времени в положительном и отрицательном аспектах;
проводить морфологический анализ изученных частей речи;
различать послелоги и послеложные слова;
употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
распознавать частицы;
распознавать союзы;
находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
определять орфографические ошибки и исправлять их;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
соблюдать интонацию, осуществлять выбор и организацию языковых средств и
самоконтроль своей речи.
6 КЛАСС
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;
подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;

воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстови
видеотекстов;
читать и находить нужную информацию в текстах;
определять тему и основную мысль текста;
корректировать заданные тексты с учётом правильности, богатстваи
выразительности письменной речи;
писать тексты с использованием картинок, произведений искусства;
составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме;
различать гласные переднего и заднего ряда; огублённые и неогублённые;
давать полную характеристику гласным звукам;
распознавать виды гармонии гласных;
правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
определять качественные характеристики согласных звуков;
определять правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков,
правописание букв ъ и ь;
использовать словарь синонимов и антонимов;
проводить лексический анализ слова;
образовывать однокоренные слова;
склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
распознавать
личные,
указательные,
вопросительные,
притяжательные
местоимения;
распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные,
приблизительные, разделительные);
распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное,
условное и желательное наклонение);
определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного
наклонений глагола;
употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и
частицы;
находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение,
обстоятельство);
находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в речи;
проводить синтаксический анализ простого предложения;
ставить знаки препинания в простом предложении;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы татарского литературного языка.
7 КЛАСС
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности
деления на абзацы;
давать развёрнутые ответы на вопросы;
проводить сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков;
проводить сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского
языков;
правильно ставить ударение в заимствованных словах;
работать с толковым словарём татарского языка;
распознавать неопределённые, определительные и отрицательные местоимения;
определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие,

деепричастие);
распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, мерыи степени,
сравнения, места, времени, цели),
выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
применять способы передачи чужой речи;
распознавать прямую и косвенную речь;
формулировать предложения с прямой речью;
преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
определять признаки сложного предложения;
различать и правильно строить простое и сложное предложенияс сочинительными
союзами.
8 КЛАСС
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать
собственные тексты заданного типа;
составлять собственные тексты по заданным заглавиям;
проводить краткие выписки из текста для использования их в собственных
высказываниях;
использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении
правильного произношения слов;
присоединять окончания к заимствованиям;
определять случаи субстантивации прилагательных;
изменять субстантивированные имена прилагательные по падежам;
различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения;
выделять главную и придаточную части сложноподчинённого предложения;
определять синтетическое сложноподчинённое предложение, синтетические
средства связи;
распознавать аналитическое сложноподчинённое предложение, аналитические
средства связи;
выявлять виды сложноподчинённых предложений (подлежащные, сказуемные,
дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени,
цели, причины, условные, уступительные);
ставить знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых
предложениях;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов
языкового анализа и в речевой практике;
представлять родную страну и культуру на татарском языке;
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи.
9 КЛАСС
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке;
извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;
работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами;
определять профессиональную лексику;
выявлять устаревшие слова;
распознавать неологизмы;
различать способы словообразования в татарском языке (корневые, производные,
составные, парные слова);
определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;

распознавать предикативные слова;
употреблять стилистически окрашенную лексику;
определять
стили
речи
(научный,
официально-деловой,
разговорный,
художественный, публицистический);
сопоставлять сложноподчинённые предложения татарского и русского языков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».