ПЗ по родной литературе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родной (татарской) литературе на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания
государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики
Башкортостан на 2021 - 2030 годы (утверждена Указом главы РБ от 30.12.2020г. N УГ613), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся, слабо владеющих родным (татарским)
языком для обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета «Родная (татарская)
литература»
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессе воспитания личности,
ее нравственных качеств и творческих способностей, содействует познанию и усвоению
жизненной философии татарского народа, сохранению и развитию национальных
традиций и исторической преемственности поколений.
Татарская литература, являясь носительницей важных культурных ценностей,
смыслов, духовно-нравственных представлений, содействует познанию и усвоению
жизненной философии татарского народа, участвует в формировании национального
самосознания, самоидентификации и общероссийского гражданского сознания
обучающихся.
Изучение родной литературы способствует познанию жизни и моделированию
действительности, создаёт при помощи изобразительно-выразительных средств
художественную картину мира и вызывает определённое отношение к ней, обладает
высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным образованием связано
воспитание читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего личностного развития, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества.
Изучение родной (татарской) литературы в 5–9 классах обеспечивает постижение
обучающимися произведений татарской литературы, развитие навыков интерпретации и
анализа с использованием принципов единства художественной формы и содержания;
создание условий для развития национального самосознания, осознания этнической
принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре,
мировоззрении, менталитете, философии народа. Программа по родной (татарской)
литературе обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами
гуманитарного цикла, особенно с учебными предметами «Родной (татарский) язык» и
«Литература».
В содержании программы по родной (татарской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
устное народное творчество (сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных),
мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного творчества (загадки,
пословицы и поговорки), татарские народные песни, дастаны, баиты; татарский фольклор
представлен в 5–8 классах);
татарская литература по периодам (рассмотрение литературного произведения как
самостоятельного произведения искусства в сложном литературном процессе; изучение
татарской литературы в соответствии с этапами её развития; наблюдение за
воспроизведением исторических событий в родной литературе, расширение
представлений о роли татарской литературы в историческом процессе);
теория литературы (освоение теоретико-литературных понятий в процессе

изучения конкретных литературных произведений: рассмотрение проблемы рода и
жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной связью между временем и
формами искусства; в 5 классе на примере отдельных произведений изучаются
особенности прозы, лирики и драмы; в 6 классе рассматриваются приёмы создания
образности в произведениях лирики, в жанре рассказа и повести, лиро-эпических,
драматических произведениях, а также в произведениях фантастического,
автобиографического характера; в 7 классе обучающиеся познают жанровые
характеристики рассказа, повести, романа, драмы, лирических и лиро-эпических
произведений); в 8 классе объектом изучения становятся литературные приёмы (пейзаж,
портрет, символ, художественная деталь и другие); в 9 классе изучается история татарской
литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
“РОДНАЯ( ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА”
Основной целью учебного предмета «Родная (татарская) литература» является
воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной (татарской) литературы, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием; развитие у обучающихся
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование
читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении литературных
произведений.
Реализации цели способствует решение следующих задач:
 формирование
умения
читать,
комментировать,
анализировать
и
интерпретировать художественный текст;
 приобщение учащихся к родной (татарской) литературе как искусству слова через
введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными
теоретико-литературными понятиями;
 знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с
историей народа;
 формирование коммуникативных умений учащихся, развитие устной и
письменной речи учащихся на родном (татарском) языке (диалогической и
монологической);
 воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
 формирование нравственных и эстетических чувств учащихся;
 развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском) языке;
 овладение общеучебными умениями и универсальными учебными Татарская
литература, являясь носительницей важных культурных ценностей, смыслов, духовнонравственных представлений, содействует познанию и усвоению жизненной философии
татарского народа, участвует в формировании национального самосознания,
самоидентификации и общероссийского гражданского сознания обучающихся.
Изучение родной литературы способствует познанию жизни и моделированию
действительности, создаёт при помощи изобразительно-выразительных средств
художественную картину мира и вызывает определённое отношение к ней, обладает
высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным образованием связано
воспитание читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего личностного развития, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества.
Изучение родной (татарской) литературы в 5–9 классах обеспечивает постижение
обучающимися произведений татарской литературы, развитие навыков интерпретации и
анализа с использованием принципов единства художественной формы и содержания;
создание условий для развития национального самосознания, осознания этнической

принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре,
мировоззрении, менталитете, философии народа. Программа по родной (татарской)
литературе обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами
гуманитарного цикла, особенно с учебными предметами «Родной (татарский) язык» и
«Литература».
В содержании программы по родной (татарской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
устное народное творчество (сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных),
мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного творчества (загадки,
пословицы и поговорки), татарские народные песни, дастаны, баиты; татарский фольклор
представлен в 5–8 классах);
татарская литература по периодам (рассмотрение литературного произведения как
самостоятельного произведения искусства в сложном литературном процессе; изучение
татарской литературы в соответствии с этапами её развития; наблюдение за
воспроизведением исторических событий в родной литературе, расширение
представлений о роли татарской литературы в историческом процессе);
теория литературы (освоение теоретико-литературных понятий в процессе
изучения конкретных литературных произведений: рассмотрение проблемы рода и
жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной связью между временем и
формами искусства; в 5 классе на примере отдельных произведений изучаются
особенности прозы, лирики и драмы; в 6 классе рассматриваются приёмы создания
образности в произведениях лирики, в жанре рассказа и повести, лиро-эпических,
драматических произведениях, а также в произведениях фантастического,
автобиографического характера; в 7 классе обучающиеся познают жанровые
характеристики рассказа, повести, романа, драмы, лирических и лиро-эпических
произведений); в 8 классе объектом изучения становятся литературные приёмы (пейзаж,
портрет, символ, художественная деталь и другие); в 9 классе изучается история татарской
литературы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (татарской) литературы
– 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю),в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа
(1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Мифы.
Понятие о мифе. Происхождение мифов, их классификация. Татарские народные
мифы.
Мифы: «Җил иясе җилчыгара» («Откуда появляется ветер»), «Тавык» («Курица»).
Фольклор. Устное народное творчество как народное достояние.
Особенности фольклорных произведений. Основные жанры фольклора.
Сказки. Отображение национального характера в сказках. Виды сказок.
Татарские народные сказки: «Хәйләкәртөлке» («Хитрая лиса»), «Өчкыз» («Три

дочери»).
Предания и легенды. Особенности жанра. Отличие легенд от преданий.
Легенда «Зөһрәкыз» («Девушка Зухра»).
Предание «Шәһәрнигә Казан дип аталган» («Почему город назвали Казанью»).
Малые жанры устного народного творчества.
Загадки, пословицы, поговорки.

Татарская литература.
Литературная (авторская) сказка. Фольклорные традиции в литературной сказке.
Художественный вымысел в литературной сказке.
Г. Тукай, «Шүрәле» («Шурале»). Мифологический сюжет сказки. Поэтические
особенности сказки-поэмы. Художественный смысл сказки. Образ Шурале в искусстве.
Проза. Эпические произведения, их особенности.
Ф. Яруллин, «Кояштагы тап» («Пятно на солнце»). Тема нравственности. Понятия
честности, милосердия, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Басня. Особенности жанра. Герои, композиция.
Г. Тукай, «Умарта корты һәм чебеннәр» («Пчела и мухи»).
Лирические произведения. Особенности лирических произведений.
М. Джалиль, «Кызыл ромашка» («Красная ромашка»). Восхваление храбрости и
мужества советского солдата.
М. Аглямов, «Матурлык минем белән» («Красота всегда со мной»). Тема красоты.
Умение видеть красоту.
Р. Миннуллин, «Әни, мин көчек күрдем» («Мама, я видел щенка»). Детская мечта.
Сострадание и милосердие.
Ш. Галиев, «Һәркемәйтәдөресен» («Каждый говорит правду»).
Драматические произведения.
Т. Миннулин, «Гафият турында әкият» («Сказка о Гафияте»). Фольклорное начало
в произведении. Сказочные персонажи.
Теория литературы.
Миф, устное народное творчество, фольклор, сказка, волшебная сказка, бытовая
сказка, сказка о животных, повтор, предание, легенда, загадка, пословица, поговорка,
литературная сказка, художественный вымысел, мифический образ, эпос, лирика, драма,
образ, лирический герой, басня, эпитет, тема, юмор, главный герой, второстепенный
герой.
6 КЛАСС
Гимн. Гимн России. Гимн Татарстана.
Устное народное творчество.
Татарские народные песни: классификация (лирические, исторические, игровые и
обрядовые песни, частушки). Поэтические особенности народных песен, образы и приёмы
их создания. Роль песни в жизни людей.
Песни: «Иске кара урман» («Старый дремучий лес»). Татарская литература.
Образ в лирическом произведении. Средства выражения переживаний
лирического героя.
Р. Ракипов «Мин яратам сине, Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан!»). Образ
Родины. Чувства гордости и любви к родному краю.
Дардменд «Кил, өйрән» («Давай учись»). Роль родного языка в жизни человека.
Понимание необходимости изучения других языков. Борьба за чистоту языка.
Р. Файзуллин «Туган тел турында бер шигырь» («Стихотворение о родном языке»).
Ф. Яруллин «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» («Вы самый прекрасный человек»). Образ
учителя в литературе. Отношение к нему лирического героя.
Л. Лерон «Фашист очып үтте» («Фашист пролетел»). Картины военного времени.
Трагизм. Образ врага.
Ш. Галиев «Пәрәмәч» («Перемяч»). Приёмы создания комичностив лирическом
произведении.
Х. Такташ «Әй, җырлыйсы килә шушыҗырны» («Так хочется спеть эту песню»).
Образ малой родины. Ностальгия по прошлому, счастливому детству.
Образная система произведений фантастики.
К. Насыри «Әбугалисина» («Авиценна»). Образ Авиценны. Фантастический сюжет
в повести. Просветительские идеи в произведении. Олицетворение добра и зла.

Утверждение идеи необходимости обществу знания, которое служит благородным целям.
Роль антитезы в композиции произведения.
Аллегорическая образность.
Г. Рахим «Яз әкиятләре» («Весенние сказки»). Условность и аллегорическая
образность.
Особенности образной системы в автобиографических произведениях.
Г. Тукай «Исемдә калганнар» (отрывок из автобиографической повести) («Мои
воспоминания»). Образ маленького Тукая. Условность воспоминаний литературного
героя.
Образность в жанре рассказа и повести.
Г. Ибрагимов «Алмачуар» («Чубарый»). Образы природы в произведении. Пейзаж.
Красота и сила природы. Психологизм в раскрытии характеров литературных героев.
Система образов в рассказе. Любовь героя произведенияк лошади. Нравственные устои
татарской деревни.
Р. Мухаммадиев «Беренче умырзая» («Первый подснежник»). Образ природы.
Бережное отношение к природе. Связь поколений. Чистота помыслов.
А. Еники «Матурлык» («Красота»). Духовная красота человека. Любовь между
матерью и сыном. Образ Бадретдина.
Образная система в лиро-эпических произведениях.
М. Джалиль «Сандугач һәм чишмә» («Соловей и родник»). Восхваление храбрости
и мужества советского солдата. Образы природы. Жанр баллады.
Особенности образной системы в драматических произведениях.
Г. Камал «Беренче театр» («Первый театр»). Комический характер конфликта в
произведении. Приёмы воссоздания комичности образов. Просветительские идеи в
комедии. Комический характер конфликта в произведении.
Теория литературы.
Гимн, песня, лирическое «я», образ автора, метафора, идея, проблема,
стихосложение, ритм, рифма, стих, строфа, фантастический образ, образ повествователя,
антитеза, аллегория, автобиографическое произведение, комедия, характер, тип.
7 КЛАСС
Устное народное творчество. Исследователи устного народного творчества
(Г. Тукай, Г. Ибрагимов, Х. Ярми и другие).
Баит – оригинальный жанр татарского фольклора. Жанровые особенности. Виды
баитов.
Баит «Сак-Сок бәете» («Баит о Сак-Соке»).
Татарская литература.
Рассказ как эпический жанр. Особенности жанра рассказа.
Ш. Камал «Буранда» («В метель»). Приёмы эмоционального воздействия на
читателя. Образ матери.
Р. Галиуллин «Сәлам» («Привет»). Противопоставление внешней красоты
духовному богатству человека. Ложь и разочарование.
Жанр повести. Особенности жанра.
И. Гази «Онытылмас еллар» («Незабываемые годы»). Проблематика романа.
Система образов. Отражение славного пути страны в её историческом развитии.
Жанр драмы.
Т. Миннуллин «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик Альмандар из Альдермыша»).
Философские основы понятий жизни и смерти, ответственности перед обществом,
честности, уважения к своему прошлому, вера в будущее. Образ сильного человека в
произведении. Аллегория и условность. Конфликт как основа сюжета драматического
произведения.
Жанры лирики: пейзажная, философская, гражданская, интимная лирика.
Х. Туфан «Кайсыгызның кулы җылы?» («У кого руки теплее»). Богатство и

многообразие человеческих чувств и переживаний. Отношение поэта к родному языку.
Г. Тукай «Җәйге таң хатирәсе» («Летняя заря»). Образы природы.
С. Хаким «Бу кырлар, буүзәннәрдә» («На этих лугах, в этих долинах»). Образ
родного края, мифологизация образа родины. Чувство гордости и восхищения великими
личностями татарского народа.
Г. Авзал «Бу – Ватан» («Это – Родина»). Национальный образ народа.
Н. Арсланов «Халкыма» («Моему народу»). Чувство гордости за свой народ,
историю и культуру.
Р. Гаташ «Татар китабы» («Татарская книга»). Исторические личности татарского
народа. Трагизм их судьбы. Книга – духовное богатство, символ красоты и вечности.
Р. Файзуллин «…Җыя кеше» («...Человек копит»). Смысл бытия. Сущность
человека.
Р. Харис «Кеше кайчан матур» («Чем красив человек»). Внутренняя красота
человека.
М. Мирза «Көздә бер мәл» («Одно мгновение осени»), «Моң» («Печаль»). Роль
природы в раскрытии чувств и переживаний лирического героя.
Г. Мурат «Туган тел» («Родной язык»). Уважение к истории своего народа, чувство
ответственности за сохранение родного языка.
Лиро-эпические жанры литературы. Жанр поэмы. Особенности поэмы. Жанр
стихотворения в прозе. Особенности жанра.
Р. Файзуллин «Сәйдәш» («Сайдаш»). Поэма о жизни и творчестве известного
татарского композитора С. Сайдашева. Противоречия в судьбе композитора.
Г. Кутуй «Сагыну» («Ностальгия»). Чувства любви к Родине, гордости за свой
народ, надежда и вера в благополучное возвращение, раскрывающие чувство тоски по
родной земле.
Теория литературы.
Баит, рассказ, сюжет, элементы сюжета, композиция, повесть, лирическое
отступление, персонаж, роман, драма, конфликт, монолог, диалог, интимная лирика,
пейзажная лирика, философская лирика, гражданская лирика, поэма, стихи в прозе (нэсер)
8 КЛАСС
Устное народное творчество.
Дастаны. Художественное своеобразие дастана. Виды дастанов.
Дастан «Идегәй» («Идегей») как памятник устного народного творчества. Реальная
основа произведения. Система образов в дастане. Изображение сложного пути народа
через призму масштабных событий, судеб великих исторических личностей.
Художественные приёмы в литературном произведении.
Пейзаж в литературном произведении. Виды пейзажа. Функции пейзажа.
Творчество
Г. Баширова
«Җидегән
чишмә» («Семерица»),
(отрывки).
Нравственные истоки, традиции, обычаи, национальные черты татарского народа.
Картины природы родного края.
Н. Арсланов «Яз» («Весна»). Образ весенней природы. Функции пейзажав
стихотворении.
Портрет как художественный приём. Функции портретав произведении. Виды
портрета:
портрет-описание,
портрет-сравнение,
портрет-впечатление,
психологический портрет.
Ф. Хусни «Йөзек кашы» («Перстень») (отрывки). Изображение перипетийв судьбе
человека. Светлые лирические чувства героев произведения. Трагический финал любви.
Ш. Зигангирова «Татар кызына» («Татарской девушке»). Выразительные средства в
портретной характеристике персонажа. Воспевание красоты татарской девушки.
Художественная деталь
в литературном произведении. Функции
художественной детали. Выделительная и психологическая виды художественной
детали. Образы-вещи в литературном произведении.

Творчество А. Еники «Әйтелмәгән васыять» («Невысказанное завещание»).
Система образов. Проблематика повести. Потеря нравственных ориентировв обществе.
Судьба татарской нации. Философское значение понятия «завещание». Образы-вещи в
произведении. Художественная деталь в раскрытии идеи произведения.
Х. Туфан «Каеннар сары иде» («Берёзы стали жёлтыми»). Образ ребёнка. Функции
художественной детали в описании литературного образа.
Символ и литературное произведение. Типы символов в литературе.
Художественный образ-символ.
Дардменд «Кораб» («Корабль»). Изображение судьбы нации, народав образах
корабля, бури, волны и пропасти. Связь человека со Вселенной, миром, единство с
природой. Символическая образность в стихотворении.
Жизнь и творчество Ф. Яруллина «Җилкәннәр җилдә сынала» («Упругие паруса»)
(отрывки). Судьба человека. Сила воли и сильный характер. Образ сильного человека.
Особенности портрета литературных героев.
Психологизм как единство литературных приёмов. Виды приёмов
психологизма. Роль психологических приёмов в раскрытии литературных образов,
идейного содержания произведения.
А. Еники «Кем җырлады?» («Кто пел?»). Образ раненного лейтенанта,его чувства и
переживания в последние моменты жизни. Образ татарской песни. Психологические
приёмы в рассказе
Художественное время и пространство в литературном произведении
(хронотоп). Виды художественного времени, типы пространства. Хронотопические
образы.
Творчество А. Кутуя «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма»).
Эпистолярный жанр в литературе. Проблема любви и создания семьи, её разрешение в
повести. Отношение автора к образам Галии и Искандера. Романтическое изображение
нового человека. Хронотопические образы.
М. Галиев «Кичке сурәт» («Вечерний пейзаж»). Бинарные оппозиции
в определении идеи произведения.
Теория литературы.
Дастан, пейзаж, портрет, художественная деталь, образы-вещи, собирательный
образ, художественное время и пространство (хронотоп), психологизм, символизм,
символический образ, эпистолярный стиль, исторический роман, романтизм,
романтический образ.
9 КЛАСС
Литература как искусство слова. Своеобразие художественного отражения
жизни в словесном искусстве. Периодизация татарской литературы.
История татарской литературы.
Средневековая тюрко-татарская литература. Литература XII – первой половины XIII
веков. Особенности периода.
Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Юсуфе»). Образы Юсуфаи Зулейхи.
Сила любви. Идеи гуманизма и справедливости. Художественное своеобразие поэмы.
Связь коранических сюжетов с татарской литературой.
Литература XIII – первой половины XV веков. Общая характеристика
литературы данного периода.
С. Сараи «СөһәйлвәГөлдерсен» («Сухайль и Гульдурсун»). Идейно-эстетическое
содержание поэмы, художественное своеобразие. Противопоставление любви жестокости
и несправедливости.
Татарская литература периода Казанского ханства. Особенности развития татарской
литературы данного периода.
Кул Шариф «Гафил торма» («Не будь неучем»). Дидактическое содержание,
назидательность литературы. Единство религиозного и светского содержания. Роль

знаний в жизни человека.
Татарская литература XVII века. Особенности развития татарской
литературы XVII века. Суфийская литература. Нравственно-философское
направление литературы.
М. Колый Хикметы. Проблематика хикметов. Духовные переживания,
нравственные устои лирического героя.
Татарская литература XVIII века. Особенности развития татарской литературы
XVIII века. Сближение литературы с жизнью народа.
Г. Утыз Имяни «Гыйлемнең өстенлеге турында» («О преимуществе знания»), «Егет
буллу турында» («О мужестве»), «Татулык турында» («О дружбе»). Назидательный
характер произведений. Связь знания с трудом. Беседа о честности, справедливости,
щедрости, терпении, воспитание нравственности с молодых лет.
Татарская литература XIX века. Особенности развития татарской
литературы в XIX веке. Просветительское движение у татар. Становление
реалистической поэзии. Тематика произведений.
Творчество Г. Кандалый «Сәхипҗәмал» («Сахибджамал») (отрывок). Прославление
в поэме чувства великой любви. Описание красоты женщины. Взаимосвязь идейноэстетических находок автора с развитием общественного сознания.
Жизнь и творчество К. Насыри «Кырык бакча» («Сорок садов»). Нравственные
качества. Духовная красота человека.
Биография М. Акъегетзадэ. Повесть «Хисаметдинменла» («Хисаметдинменла»).
Просветительские идеи в произведении. Проблема героя времени. Просветительский
реализм.
Татарская литература начала ХХ века. Особенности татарской литературы
начала ХХ века. Приобщение татарской литературы к достижениям восточной,
русской, европейской литературы, философии и культуры.
Жизнь и творчество Г. Тукая. Стихотворения «Милләткә» («К нации»). Чувства
любви и уважения к своему народу, к нации. Глубина переживаний лирического героя о
судьбе татарского народа. Отражение фольклорных мотивов в творчестве поэта.
Жизнь и творчество Дардменда. Стихотворения «Видагъ» («Расставание»). Тема
родины. Противопоставление Отчизны родному народу.
Жизнь и творчество С. Рамиева. «Таңвакыты» («На рассвете»). Переживания
лирического героя за свой народ, желание видеть его свободным, образованным,
прогрессивным. Особенности романтического героя.
Жизнь и творчество Г. Исхаки. Повесть «Сөннәтче бабай» («Суннатчи бабай»).
Нравственные качества татарского народа.
Жизнь и творчество Ф. Амирхана «Хәят» («Хаят»). Противостояние культов
красоты, женственности, любви с консервативной нравственностью. Глубокий лиризм
переживаний главной героини. Влияние среды на формирование мировоззрения героини.
Система образов.
Татарская литература 1920-1930-х годов. Особенности татарской литературы
данного периода
Жизнь и творчество Х. Такташа «Мәхәббәт тәүбәсе» («Раскаяниев любви»).
Авторская позиция в отношении героев произведения. Отрицательное отношение автора к
идее «свободной любви».Татарская литература периода Великой Отечественной войныи
послевоенного времени. Особенности татарской литературы данного периода.
Жизнь и творчество М. Джалиля «Моабит дәфтәрләре» («Моабитская тетрадь»):
«Җырларым» («Мои песни»). История возвращения «Моабитских тетрадей» на родину
поэта. Тема мужества и героизма. Чувства и переживания лирического героя. Поэтические
приёмы в создании стихотворений.
Жизнь и творчество Ф. Карима «Кыр казы» («Дикий гусь»). Чувство тоскипо
Родине, по родным и близким.

Татарская проза 1960-1980-х годов. Особенности татарской прозы данного
периода.
«Өч аршын җир» («Три аршина земли»). Художественное осмысление
национальных черт характера человека, находящегося вдали от Родины. Роль хронотопа
дороги в раскрытии характера главного героя произведении.
Татарская лирика 1960-1980-х годов. Особенности татарской лирики данного
периода.
Творчество Р. Файзуллина «Нюанслар иле» («Страна нюансов»): «Чынлык»
(«Действительность»), «Вакыт» («Время»), «Көзгеяңгыр» («Осенний дождь»),
«Язгыкәеф» («Весеннее настроение»). Философские размышления поэта о времени,
истории, жизни.
Творчество Р. Хариса «Ак сөлге» («Белое полотенце»). Проблема сохранения
национальных традиций.
Татарская драматургия 1960-1980-х годов. Особенности татарской драматургии
данного периода.
Творчество Т. Миннуллина «Дуслар җыелган җирдә» («Когда собираются друзья»).
Нравственные проблемы в произведении.
Татарская литература рубежа XX-XXI веков. Особенности развития татарской
литературы данного периода.
Творчество Р. Миннуллина «Һәйкәлләрне тыңлыйк!» («Что говорят памятники»).
Гимн мужеству и героизму советского народа.
Развитие современной татарской литературы. Обзор. Мировой литературный
процесс. Взаимосвязи между татарской, русской и зарубежной литературами.
А. Ахметгалиева «Кайтаваз» («Эхо»). Отношения между матерью и детьми. Роль
матери в жизни человека.
Теория литературы.
Литературный процесс, периоды развития литературы, религиозная литература,
светская литература, дидактизм, хикметы, просветительский реализм, музыкальная драма,
авторская позиция.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родной (татарской) литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием
примеров из родной (татарской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеровиз
литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации,
готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (татарского)
языка и родной (татарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего

края в контексте изучения произведений татарской литературы, а также русской
литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческомуи
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращая внимание на их воплощение в татарской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведениеи поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненногои
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры
из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планироватьи самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомствас
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к трудуи
результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений татарского
фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с использованием изученных и
самостоятельно прочитанных литературных произведений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных
ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую

ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым
действовать в отсутствии гарантий успеха.
В результате изучения родной (татарской) литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
БАЗОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальными желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
У обучающегося будут сформированы умения работатьс информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентациии
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения)и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельстви изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие
результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках
родной (татарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (татарской)
литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена командыв
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках
программы (правильно передавать эмоциональное содержание произведения, точно
воспроизводить стихотворный ритм);
различать основные жанры фольклора и художественной литературы (миф,
фольклорная и литературная сказка, загадка, пословица, поговорка, предание, легенда,
баит, басня, рассказ, повесть, лирическое стихотворение, пьеса); отличать прозаические
тексты от поэтических;
эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениямио
произведении;
определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений;
формулировать вопросы по содержанию произведений;
участвовать в обсуждении прочитанного;

обосновывать свои суждения с использованием текста;
характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;
пересказывать художественный текст (подробно, сжато);
составлять простой план художественного произведения;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея, юмор и другие);
создавать собственный письменный текст: давать развёрнутый ответ на вопрос
(объёмом не менее 20-30 слов), связанный со знанием и пониманием литературного
произведения.
6 КЛАСС
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках
программы;
определять и формулировать тему, идею, проблематику прочитанных
произведений;
характеризовать литературного героя, создавать его словесный портретна основе
авторского описания и художественных деталей;
сопоставлять персонажей одного произведения по сходству и контрасту;
формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений;
пересказывать художественный текст, используя разные виды пересказа
(подробный, сжатый, выборочный, творческий);
составлять простой план художественного произведения, в том числе цитатный;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (образ автора, проблема, характер, тип, метафора и другие);
писать сочинение по личным впечатлениям, по картине и по предложенной
тематике.
7 КЛАСС
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках
программы;
определять и формулировать проблему прочитанных произведений;
соотносить содержание и проблему художественных произведений;
характеризовать литературного героя, его внешность и внутренние качества,
поступки и отношения с другими героями;
анализировать произведение, используя изученные теоретико-литературные
понятия при анализе художественного текста (рассказ, повесть, роман, жанры лирики,
комедия, драма, сюжет, диалог, монолог, композиция и другие);
определять род и жанр литературного произведения;
выявлять характер конфликта в произведении;
писать сочинения по предложенной литературной тематике (с использованием
одного произведения).
8 КЛАСС
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять и формулировать тематику, проблематику и идейное содержание
прочитанных произведений;
анализировать литературное произведение; определять род и жанр литературного
произведения на основе анализа важнейших особенностейего содержания и формы;
характеризовать в произведениях конфликт (внешнийи внутренний);
определять роль художественной детали, выявлять её художественную функцию;
характеризовать особенности строения сюжета и композиции; определять стадии
развития действия в художественных произведениях;
определять роль пейзажа и интерьера в произведении;

определять элементы психологизма в литературном произведении;
выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте
художественные средства и характеризовать их роль в литературном произведении;
участвовать в дискуссии о прочитанном, формулировать свою точку зрения,
аргументированно ее отстаивать, понимать смысл других суждений;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (просветительский реализм, реалистическая проза, символ и
другие);
писать сочинение по предложенной литературной тематике (с использованием
одного или нескольких произведений одного писателя).
9 КЛАСС
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
соотносить содержание и проблематику художественных произведенийсо
временем их написания и отображённой в них эпохой; выделять основные этапы
историко-литературного процесса;
иметь представление о фактах из биографии писателя и сведений об историкокультурном контексте его творчества;
характеризовать особенности строения сюжета и композиции, конфликта;
выявлять в художественном произведении и различать позиции героев,
повествователей;
воспринимать литературное произведение как художественное высказывание
автора, выявлять авторскую позицию;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (литературный процесс, периоды развития литературы, авторская
позиция и другие);
писать сочинение по предложенной литературной тематике (с использованием
одного или нескольких произведений одного писателя, произведений разных писателей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».