Практика достижения результатов ФГОС НОО по формированию
читательских компетенций в начальной школе
Одной
из
важнейших
целей
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования является
формирование читательских компетенций, основы которых закладываются в
начальной школе. Кроме того в последнее время особенно актуальным становится
формирование функциональной читательской грамотности, которая заключается в
способности проявлять читательские компетенции и умения не только в учебной
деятельности, но и в реальных жизненных ситуациях.
В то время как навык чтения имеет огромное значение в жизни человека,
интерес к чтению и потребность в нём у современных младших школьников
неумолимо падает, а, следовательно, возникают проблемы с развитием
читательских компетенций. На решение этих проблем и направлена
представленная практика.
Работа по формированию читательских компетенций преимущественно
осуществляется при реализации программ учебных предметов
Важнейшая роль отводится предмету «Литературное чтение», на который
отводится 4 часа в неделю
Важную роль при формировании читательских компетенций играют
технологии, методы и приёмы обучения. Одной из самых эффективных при
работе с литературными произведениями считаем технологию продуктивного
чтения и следующие её приёмы:
«Диалог» обучающихся с автором литературного произведения – это
прием работы с текстом во время его чтения.
Комментированное чтение.
Технологию продуктивного чтения интегрируем с элементами других
педагогических технологий, направленных на поэтапное формирование
читательских умений и знаний.
Например, из технологии развития
критического мышления применяем следующие приемы:
Кластер
Верные и неверные высказывания
Инсерт
Чтение с остановками
Логические цепочки
Дерево предсказаний
Кубик Блума
Толстые и тонкие вопросы
Синквейн
Формированию читательской грамотности способствует и технология
проектных задач. Данная технология связана с предъявлением детям проблемной
жизненной ситуации и ряда заданий, при выполнении которых школьники создают
некий продукт и разрешают проблемную ситуацию. При выполнении заданий
школьники работают с разными форматами и видами текста.
Таким образом у детей развиваются не только читательские умения, такие
как: умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и
извлекать одну или несколько единиц информации соотносить визуальное
изображение с вербальным текстом, использовать информацию из текста для
решения практической задачи, принимать и сопоставлять разные точки зрения,
но и критическое, и творческое мышление
С целью развития мотивации к чтению используем следующие формы
проведения уроков:
Урок – КВН («Кто быть вежливым желает ,тот друзей не обижает»по
рассказам Куклачёва и Дурова
Урок — викторина («Книги о ребятах и их делах» «От древней
столицы до новой России»
Урок — путешествие (Здесь по улицам история ходила» «По тропам
М.Пришвина» «Лес полон тайн и чудес» по Н. Сладкова
Урок — сказка (обобщение и систематизация знаний)
Урок — спектакль (театрализованные композиции)
Урок — концерт
Формирование читательских компетенций — вопрос, который решается не
только на уроках литературного чтения, но и на других предметах, где
обучающиеся работают с разными видами текстов и информацией,
представленной в разной форме.
Так программа и УМК по окружающему миру (Плешаков А. А.) позволяет
организовать работу обучающихся с естественнонаучными текстами с целью
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, использовать
различные справочные издания (определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска
необходимой информации. На уроках окружающего мира младшие школьники
учатся читать несплошные тексты, представленные в форме таблиц, диаграмм,
рисунков учатся извлекать из них информацию, анализировать и
интерпретировать её.
При реализации программы по русскому языку (Л. Ф. Климанова,
Т. В. Бабушкина) осуществляется работа с текстами писем, поздравительных
открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций
общения; школьники учатся выражать собственное мнение и аргументировать
его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста.
2. Большие возможности для достижения результатов по формированию
читательской компетентности имеет внеурочная деятельность. В плане
внеурочной деятельности, предусмотрены курсы , направленные на
формирование у детей интереса к книге, на расширение кругозора, на умение
работать с текстами различных видов и жанров.
В
план внеурочной деятельности включён курс «Читательская
грамотность», направленный на формирование читательской грамотности
обучающихся начальной школы.
Кроме вышеуказанных курсов в рамках
внеурочной деятельности
проводятся следующие мероприятия:
Читательская конференция
Организация книжной выставки
Конкурс чтецов
Заочные экскурсии
Конференция исследовательских работ «Маленькое открытие»
5. Сотрудничество с родителями обучающихся также помогает развитию
интереса к чтению, и как следствие, формированию читательских умений.
Работу с родителями по организации семейного чтения, развитию у
школьников интереса к книге проводим на протяжении всех четырех лет и
используем следующие методы:
Анкетирование учащихся и родителей проводится с целью выявления
отношения родителей к семейному чтению, выяснения круга читаемых
произведений.
Родительские собрания по детскому чтению: «Как научить ребёнка любить
книгу?», «Что и как читать детям?», «Психологические и педагогические
основы развития интереса к книге у детей младшего школьного возраста»,
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».
Составление рекомендательных списков для семейного чтения
Совместное участие в литературных праздниках и конференциях
Работа, направленная на формирование читательских компетенций
приносит свои плоды. Можно отметить следующие позитивные изменения,
полученные при реализации практики.
Положительная динамика уровня развития читательских компетенций.
Повышение мотивации к чтению и читательской активности обучающихся.
Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы
формирования читательских компетенций.
Активное и результативное участие младших школьников в литературных
конкурсах, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.