Практика достижения результатов ФГОС НОО по формированию читательских компетенций в начальной школе Одной из важнейших целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование читательских компетенций, основы которых закладываются в начальной школе. Кроме того в последнее время особенно актуальным становится формирование функциональной читательской грамотности, которая заключается в способности проявлять читательские компетенции и умения не только в учебной деятельности, но и в реальных жизненных ситуациях. В то время как навык чтения имеет огромное значение в жизни человека, интерес к чтению и потребность в нём у современных младших школьников неумолимо падает, а, следовательно, возникают проблемы с развитием читательских компетенций. На решение этих проблем и направлена представленная практика. Работа по формированию читательских компетенций преимущественно осуществляется при реализации программ учебных предметов Важнейшая роль отводится предмету «Литературное чтение», на который отводится 4 часа в неделю Важную роль при формировании читательских компетенций играют технологии, методы и приёмы обучения. Одной из самых эффективных при работе с литературными произведениями считаем технологию продуктивного чтения и следующие её приёмы: «Диалог» обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения. Комментированное чтение. Технологию продуктивного чтения интегрируем с элементами других педагогических технологий, направленных на поэтапное формирование читательских умений и знаний. Например, из технологии развития критического мышления применяем следующие приемы: Кластер Верные и неверные высказывания Инсерт Чтение с остановками Логические цепочки Дерево предсказаний Кубик Блума Толстые и тонкие вопросы Синквейн Формированию читательской грамотности способствует и технология проектных задач. Данная технология связана с предъявлением детям проблемной жизненной ситуации и ряда заданий, при выполнении которых школьники создают некий продукт и разрешают проблемную ситуацию. При выполнении заданий школьники работают с разными форматами и видами текста. Таким образом у детей развиваются не только читательские умения, такие как: умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и извлекать одну или несколько единиц информации соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, использовать информацию из текста для решения практической задачи, принимать и сопоставлять разные точки зрения, но и критическое, и творческое мышление С целью развития мотивации к чтению используем следующие формы проведения уроков: Урок – КВН («Кто быть вежливым желает ,тот друзей не обижает»по рассказам Куклачёва и Дурова Урок — викторина («Книги о ребятах и их делах» «От древней столицы до новой России» Урок — путешествие (Здесь по улицам история ходила» «По тропам М.Пришвина» «Лес полон тайн и чудес» по Н. Сладкова Урок — сказка (обобщение и систематизация знаний) Урок — спектакль (театрализованные композиции) Урок — концерт Формирование читательских компетенций — вопрос, который решается не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах, где обучающиеся работают с разными видами текстов и информацией, представленной в разной форме. Так программа и УМК по окружающему миру (Плешаков А. А.) позволяет организовать работу обучающихся с естественнонаучными текстами с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации. На уроках окружающего мира младшие школьники учатся читать несплошные тексты, представленные в форме таблиц, диаграмм, рисунков учатся извлекать из них информацию, анализировать и интерпретировать её. При реализации программы по русскому языку (Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) осуществляется работа с текстами писем, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения; школьники учатся выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста. 2. Большие возможности для достижения результатов по формированию читательской компетентности имеет внеурочная деятельность. В плане внеурочной деятельности, предусмотрены курсы , направленные на формирование у детей интереса к книге, на расширение кругозора, на умение работать с текстами различных видов и жанров. В план внеурочной деятельности включён курс «Читательская грамотность», направленный на формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы. Кроме вышеуказанных курсов в рамках внеурочной деятельности проводятся следующие мероприятия: Читательская конференция Организация книжной выставки Конкурс чтецов Заочные экскурсии Конференция исследовательских работ «Маленькое открытие» 5. Сотрудничество с родителями обучающихся также помогает развитию интереса к чтению, и как следствие, формированию читательских умений. Работу с родителями по организации семейного чтения, развитию у школьников интереса к книге проводим на протяжении всех четырех лет и используем следующие методы: Анкетирование учащихся и родителей проводится с целью выявления отношения родителей к семейному чтению, выяснения круга читаемых произведений. Родительские собрания по детскому чтению: «Как научить ребёнка любить книгу?», «Что и как читать детям?», «Психологические и педагогические основы развития интереса к книге у детей младшего школьного возраста», Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка». Составление рекомендательных списков для семейного чтения Совместное участие в литературных праздниках и конференциях Работа, направленная на формирование читательских компетенций приносит свои плоды. Можно отметить следующие позитивные изменения, полученные при реализации практики. Положительная динамика уровня развития читательских компетенций. Повышение мотивации к чтению и читательской активности обучающихся. Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательских компетенций. Активное и результативное участие младших школьников в литературных конкурсах, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.